Сетевой журнал: procurement guide

Надёжное питание: покупаем ИБП


  Введение

    Статистика продаж

  Мнения пользователей и экспертов

  Оценка стоимости владения

    Выводы и оценки

    Как мы выбирали ИБП



Доля классов устройств бесперебойного питания, проданных в России в 2000 году, в натуральном выражении (по данным IT Research)

Доля классов устройств бесперебойного питания, проданных в России в 2000 году, в денежном выражении (по данным IT Research)

Доля отдельных производителей в общемировом объёме продаж за 2000 года (по данным Frost & Sullivan)

Доля отдельных производителей в европейском объёме продаж за январь-июнь 2001 года (по данным Venture Development)

Доля отдельных производителей на российском рынке ИБП в денежном выражении (оценка "Сетевого")

 

На момент написания статьи итоги 2001 года еще не были подведены, так что придется оперировать статистикой за 2000 год и первое полугодие 2001 года. Однако отмеченные тенденции, по нашим наблюдениям, сохранились.

Всего за 2000 год в России, по данным исследования, проведенного IT Research, было продано 582 тыс. ИБП общей стоимостью $94 млн., и это не считая запасных батарей, стабилизаторов напряжения и всевозможных аксессуаров. (Мы провели мини-опрос специалистов, чтобы выяснить адекватность оценок IT Research. К чести IT Research подавляющее большинство наших респондентов отметили, что статистика этой компании более или менее точно отражает реальное положение дел, что и дает нам право опираться на эти оценки). Таким образом, формально каждый третий вновь приобретенный компьютер оснащался источником бесперебойного питания. Однако ИБП приобретают для защиты не только компьютеров, но и других устройств, в частности бытовой электроники. Кроме того, на 2000 год могла приходиться также покупка ИБП для защиты оборудования, приобретенного раннее. Поэтому аналитики IT Research полагают, что лишь от 25 до 30% компьютеров подключались через ИБП. По предварительным оценкам итогов 2001 года, сумма продаж ИБП превысила $100 млн., а количество проданных аппаратов достигло 600 тыс. штук. С этим согласен руководитель департамента продаж российского представительства NeuHaus Игорь Андрющенко: "По разным оценкам, емкость российского рынка колеблется в пределах от $100 до $150 млн." Оценки главы представительства Powercom в России Максима Сурду скромнее: "На сегодня российский рынок не превышает 10% европейского: если в Европе на ИБП тратится до $1 млрд., то в России он составляет не более $100 млн. в год".

Типы ИБП
Как видно из рисунка, в натуральном выражении преобладали наиболее дешевые аппараты резервного типа. Однако их приобретали по большей части покупатели сектора SOHO, для которых самым важным, если не определяющим параметром является низкая цена. На корпоративном рынке преобладали все же ИБП линейно-интерактивного и линейного типа. Они и принесли продавцам основные доходы (см. рисунок) и, по оценкам, около 75% выручки. Росту продаж линейно-интерактивных и линейных ИБП способствовало, с одной стороны, существенное снижение цен на более функциональные устройства, а с другой - рост квалификации ИТ-специалистов и повышение ценности корпоративных данных. Времена, когда покупалось только самое дешевое или самое дорогое, остаются в прошлом.

По предварительным оценкам, во втором полугодии 2001 года доля устройств линейно-интерактивного типа еще более выросла и этот рост продолжается до сих пор. В отдельные периоды 2001 года, по данным крупнейших вендоров, удельный вес продаваемых линейно-интерактивных ИБП в натуральном выражении превышал долю аппаратов резервного типа. Вследствие этого некоторые из них даже прекратили поставки в Россию устройств резервного типа. Однако не все эксперты согласны с тем, что рынок растет. По мнению помощника главы представительства Liebert-Hiross в России Анны Кулашовой, "в первом квартале 2002 года наблюдалось некоторое затишье в реализации ИБП - нельзя сказать, что квартал по продажам был провален, однако если сравнивать с 1 кварталом 2001 года, заметного роста объемов продаж не наблюдалось - более того, по некоторым видам продукции наблюдался спад".

Марки ИБП
В мире из всех типов ИБП, по данным Frost & Sullivan, наиболее популярны марки APC, Invensys Powerware, Liebert-Hiross и IMV (см. рисунок).

В Европе, по данным корпорации Venture Development, наиболее популярна продукция APC, MGE, Invensys Powerware, Socomec Sicon и Chloride (см. рисунок). В количественном выражении лидирует APC с 23,6%. Однако среди устройств малой мощности удельный вес продукции этой компании значительно выше - 43,6%. Между тем в отдельных странах ее преимущество далеко не бесспорно. Например, во Франции лидирует MGE с 40% рынка, а в скандинавских странах - Invensys Powerware с 45%. Наиболее сильны позиции APC в Восточной Европе - 40% рынка.

В классе устройств средней и большой мощности ситуация в Европе несколько иная. В Европе лидерство удерживают MGE, Invensys Powerware и Chloride, которым принадлежит практически поровну более 40% рынка. Доля APC, которая доминирует на рынке устройств малой мощности, составляет в данном секторе лишь 8,7%.

В России доля продукции APC среди всех ИБП рядом экспертов оценивается еще выше - на уровне 45-50%. По нашим оценкам, в России ситуация со структурой продаж ИБП несколько отличается от общеевропейской. После известных событий августа 1998 года целый ряд крупных производителей, в том числе и производителей ИБП, свернули свою деятельность в России. Это, в частности, TrippLite, которая лишь совсем недавно вернулась на российский рынок. Весьма крупным игроком в России является также тайваньская фирма Powercom, присутствие которой на европейском рынке малозаметно.

Как сказал в интервью нашему кореспонденту глава представительства Powercom в России Максим Сурду, "по данным аналитических агентств, компания занимает около 32 % (в штучном выражении) рынка ИБП по России. В денежном выражении доля Powercom от 18 до 22 %. На сегодняшний день наиболее популярные модели продаваемых в России ИБП - это ИБП серии Black Knight, King и King Pro мощностью 400-600 ВА. Также увеличивается доля более мощных ИБП: линейно-интерактивных ИБП серии Smart King и on-line ИБП серии Ultimate, среди которых особой популярностью пользуются модели для установки в 19-дюймовые стойки. Я думаю, что рост интереса к продукции Powercom обусловлен прежде всего невысокой ценой предлагаемых компанией решений, а также хорошим качеством продукции и наличием широкой сети сервисных центров по всей России. Более того, Powercom - компания, инвестирующая большие средства в научно-исследовательские разработки, - постоянно совершенствует свою продукцию и предлагает новые продукты с уникальными характеристиками. Следует отметить, что у продукции нашей компании достаточно много преимуществ, - мне не известен ни один из производителей , который предлагал бы линейно-интерактивные модели ИБП, оснащенные жидкокристаллическим дисплеем, а это гораздо информативнее, чем обычные светодиодные панели. Компактность и удобство, а также увеличенное по сравнению с ИБП других производителей время батарейной поддержки - отличительные черты всех ИБП Powercom. Еще одна сильная сторона - программное обеспечение для удаленного мониторинга и управления линейно-интерактивными и линейными ИБП".

За неимением официальной информации аналитики "Сетевого" провели свои оценки популярности марок по России (см. рисунок). Производители более или менее согласны с нашими оценками. По мнению руководителя департамента продаж российского представительства NeuHaus Игоря Андрющенко, "к настоящему времени не менее 7% покупаемых в стране ИБП малой мощности - это ИБП NeuHaus". Оценки руководителя департамента корпоративных решений московского отделения MAS Elektronik AG (дистрибьютора Powerware) Дмитрия Орлова даже ниже наших: "в России компания Invensys Powerware обеспечивает около 14 % всех продаж ИБП". А помощник главы представительства Liebert-Hiross в России Анна Кулашова считает, что доля ИБП Liebert-Hiross в России такая же, как и по всему миру: "По данным аналитических агентств, компания занимает около 10 % рынка продаж по России".

Серый рынок ИБП есть и, по оценкам экспертов, может варьировать в пределах 10% рынка. Максим Сурду обратил наше внимание на серые поставки продукции Powercom. "Сейчас в Китае действуют несколько заводов, которые наклеивают на свою продукцию логотипы Powercom, и мы вынуждены с этим бороться здесь, в Москве. Благо определить подделку достаточно просто - продукция этих компаний не присутствует в модельном ряде Powercom. Но все же для того, чтобы предохранить покупателей от подделок, мы обращаем их внимание на официальных дистрибьюторов и продавцов Powercom в России. Список компаний можно найти на www.pcm.ru".

Ситуация в классе мощных устройств в России, как и в Европе, другая. Лидирует продукция Invensys Powerware и IMV, общая доля которых оценивается почти в 70%. Среди остальных игроков наиболее заметны MGE, Chloride и APC.

 
сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом