Сетевой журнал: procurement guide

В деловой поездке : выбираем корпоративный ноутбук


  Введение

    Статистика продаж

  Мнения пользователей и экспертов

  Оценка стоимости владения

    Выводы и оценки


Рисунок 1.
Доли регионов в общемировом объёме продаж, по данным Dataquest

Рисунок 2
Распределение компьютеров проданных в 2001 году на российском рынке, по формфактору (данные IT Research)

Рисунок 3
Доли отдельных производителей в общем объёме продаж на российском рынке в начале 2001 года, по данным Dataquest

Рисунок 4
Доли отдельных производителей в общем объёме продаж на российском рынке по итогам 2002 года, по данным IDC

Рисунок 5
Доли отдельных производителей в общем объёме продаж на российском рынке по итогам 2000 года, по данным IT Research

 

Мировой рынок
Несмотря на общий кризис в отрасли, мировой рынок ноутбуков по-прежнему растет. Преимущества ноутбука перед обычным десктопом вполне очевидны. Прежде всего это небольшие габариты и масса, которые позволяют перемещать компьютер из офиса домой или брать с собой в командировки. По подсчетам компании Gartner Group, в США данная возможность позволяет различным категориям пользователей высвободить от 18 до 26 часов рабочего времени в неделю, которые затрачиваются на перенос данных с компьютера на компьютер. Это дает дополнительно $35–65 тыс. в год. Дисплеи ноутбуков, в отличие от мониторов десктопов, не мерцают и не испускают всевозможных электромагнитных излучений, тем самым они менее вредны для здоровью пользователей и увеличивают время эффективной работы.

Поэтому ноутбуки активно закупают как корпорации, так и индивидуальные пользователи. К примеру, Boeing и Intel поставили перед собой цель заменить на ноутбуки 80% компьютеров сотрудников. Аналогичные действия предпринимают многие страховые и авиакомпании. Сейчас общий объем рынка оценивается почти в 29 млн. штук. Исследовательская компания IDC полагает, что не позже чем через семь лет нынешнее соотношение десктопов и ноутбуков – 80/20 – изменится на прямо противоположное.

По данным Dataquest, за второе полугодие 2002 года рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2001 года составил почти 7%, в то время как реализация дестопов упала на 1%. Японское маркетинговое агентство Nikkei Market Access прогнозирует в текущем году рост рынка ноутбуков на 19,4%. На 2003 год DigiTimes прогнозирует рост продаж порядка 26–29%.

Большая часть ноутбуков была продана в регионах с высоким уровнем потребительских расходов и развитой информационной инфраструктурой: в Северной Америке, Западной Европе и Японии. На их долю, по данным Dataquest, приходится почти 85% мирового рынка (см. рис. 1). В 2001 году картина осталась в целом той же. Среди поставщиков в мировом масштабе лидируют Dell, HP/Compaq, Toshiba, IBM и Sony. По словам Шамиля Аминева, руководителя группы продуктового маркетинга Dell, "в 2001 году по количеству проданных ноутбуков Dell занял первое место с результатом 14,8% рынка". При этом доля Dell за 2001 год выросла на 11%, а у HP/Compaq она упала на 0,5%. Хотя в регионе EMEA Dell уступает по объему продаж объединенной компании HP/Compaq.

Российский рынок
Как и в других сегментах ИТ-рынка, объемы продаж ноутбуков на российском рынке растут значительно более быстрыми темпами, чем мировые, российские компании весьма активно покупают ноутбуки. Долгое время ноутбуки стоили в России слишком дорого, и мало кто мог позволить себе их иметь. На этом фоне существовал значительный отложенный спрос. Но сейчас десктоп с жидкокристаллическим дисплеем и ноутбук идентичной конфигурации стоят почти одинаково, причем это относится как к стоимости оборудования, так и к затратам на обслуживание и ремонт. Поэтому доля мобильных компьютеров в российских компаниях интенсивно растет, что особенно заметно на фоне перенасыщенности рынка десктопов. Согласно опросу сайта Cnews (более 1600 человек), практически половина опрошенных (52%) готовы приобрести мобильный компьютер как дополнение к ПК, почти треть готовы приобрести ноутбук как единственный компьютер и лишь 14% не готовы покупать ноутбук.

По данным IDC, в 2001 году продажи ноутбуков на российском рынке выросли на треть. Это существенно больше, чем рост на рынке десктопов (21%), и совсем немногим ниже темпов увеличения продаж малых серверов на платформе x86 (35%). Это способствовало тому, что распределение проданных компьютеров в 2001 году по формфактору по сравнению с 2000 годом, по данным IT Research, несколько изменилось (см. рис. 2). Доля серверов осталась без изменений, а вот удельный вес ноутбуков вырос на 0,5% за счет десктопов.

Имеющиеся данные за 2002 год еще более впечатляют. По данным IT Research, во II квартале рост объемов продаж ноутбуков составил баснословную величину – 60% против 17,5% у десктопов и 19% – у серверов. В 2001 году было продано, по разным оценкам, от 92 тысяч до 100 тысяч ноутбуков против 69–76 тысяч в 2000 году. По прогнозам, в 2002 году будет продано 120–150 тысяч ноутбуков.

Несмотря на такие высокие темпы роста, эксперты отмечают, что сейчас российский рынок ноутбуков составляет всего 2-4% американского. Как отмечают поставщики ноутбуков, для насыщения российского рынка потребуется не менее 10–15 лет при условии, что рост продаж будет составлять не менее 10% ежегодно. Кроме того, Россия примерно на год – два отстает в технологических тенденциях. У нас наибольшим спросом на рынке пользуются тяжелые ноутбуки класса "все в одном" (флоппи, оптика и много портов), а в западных странах и особенно Японии – "тонкие легкие" и ультапортативные ноутбуки. Причем в последнее время, наибольшую популярность набирают именно ультрапортативные ноутбуки оснащенные беспроводными средствами коммуникаций.

Российский рынок ноутбуков контролируют IBM, Toshiba, HP/Compaq, и RoverBook (компания Rover Computers). Этим фирмам принадлежит, по разным оценкам, от 66 до 73% рынка (см. рис. 3, 4, 5). Данные разных исследовательских агентств по российскому рынку ноутбуков довольно противоречивы: доли отдельных производителей отличаются буквально в разы. Единственное, что здесь можно добавить, – большинство опрошенных нами экспертов ориентировалось на статистику IDC. Но все исследователи сходятся в одном: продукция российских и тайваньских марок постепенно вытесняет технику западных и японских производителей. Обратите внимание, что Sony официально не поставляет ноутбуки в Россию, несмотря на свою большую долю на рынке.

 
сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом