Сетевой журнал: procurement guide

Покупаем корпоративный ПК


  Введение

    Статистика продаж

  Мнения пользователей и экспертов

  Оценка стоимости владения

    Выводы и оценки


Рисунок 1.
Распределение основных поставщиков на рынке персональных компьютеровв регионе Европа-Ближний Восток-Африка (ЕМЕА) по итогам III квартала 2001 года, по данным IDC

Рисунок 2
Структура спроса на российском рынке персональных компьютеров по итогам 2001 года, по данным IDC

Рисунок 3
Доля отдельных производителей в общем объёме продаж полноцветных лазерных принтеров по итогам 2001 года (в количественном выражении, оценка "Сетевого журнала")

 

Мировой рынок ПК
В апреле 2002 года был продан миллиардный персональный компьютер. Для достижения этого рубежа потребовалось 27 лет (для сравнения: чтобы продать столько же кукол Барби, понадобилось 40 лет). Однако количество компьютеров, находящихся в активной эксплуатации, почти вдвое меньше. По оценкам аналитической группы Dataquest, в эксплуатации находится 525 миллионов ПК, а миллиардной отметки количество эксплуатируемых компьютеров достигнет в 2007 году.

Крупнейшим рынком компьютеров, по данным eTForecasts, остаются США (табл. 2). Далее следуют Западная Европа и Азия. Азиатский рынок (наряду с южноамериканским и восточноевропейским) – один из наиболее быстрорастущих, по прогнозам eTForecasts, к 2007 году по объему он превысит североамериканский.

Однако в 2001 году отрасль столкнулась с падением объемов продаж. По оценкам IDC, было продано 128 млн. компьютеров, что почти на 5% меньше, чем в 2000 году. В США продажи снизились почти на 10%. Наиболее серьезный спад произошел в западноевропейских странах. Только в IV квартале 2001 года в регионе EMEA продажи ПК сократились на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2000 года. Объемы продаж ПК во Франции в 2001 году упали на 20%, в Германии – на 17%, в Нидерландах – почти на 15%. У этого явления несколько возможных причин. Прежде всего, на предшествующие годы пришлась массовая замена техники, вызванная опасениями, связанными с пресловутой "проблемой 2000 года". Кроме того, в 2001 году имели место неблагоприятные процессы в экономике, следствием чего стало сокращение расходов корпораций, в том числе и на закупку оборудования. Немалую роль сыграло и то, что обновленные версии практически всех системных и деловых программ требовали почти тех же аппаратных ресурсов, что и предшествующие. Во всяком случае, рост "аппетитов" был не столь высок, как при переходе с MS Windows 3.x на Windows 9x/NT. Да и сам процесс обновления этих приложений шел довольно вяло. Впрочем, с подобным рынок уже сталкивался. Нечто похожее имело место в 1985 году. И причины были в целом такие же.

Основными мировыми поставщиками корпоративных компьютеров являются HP/Compaq Dell и IBM. В Европе также довольно сильны позиции Fujitsu Siemens, а в Северной Америке – Gateway (последняя в 2001 году официально заявила об уходе с европейского рынка). Распределение долей основных игроков на рынке в регионе EMEA, по данным IDC, показано на рис. 1.

Таблица 2. Динамика продаж ПК на мировом рынке

Российский рынок
В 2001 году в России было продано немногим менее 2 млн. персональных компьютеров. На фоне мирового и европейского спада продаж ПК Россия показывает впечатляющий рост. Оценки роста рынка различны. По данным IDC, только за IV квартал 2001 года рост составил 25,5%, а в целом в 2001 году российские покупатели приобрели на 18% больше ПК, чем в 2000 году. По оценкам Gartner/Dataquest, за 2001 год рынок вырос гораздо больше – на 42%. А по оценкам IT-Recearch, в IV квартале 2001 года рост составил 31% по сравнению с III кварталом и динамика российских производителей была значительно выше.

Крупнейшими покупателями, по данным IDC, были государственные и корпоративные структуры (см. рис.2). Крупнейшими поставщиками компьютеров по итогам 2001 года как в натуральном, так и в денежном выражении, по данным Garthner Group, были "Формоза", R&K, HP/Compaq и "Аквариус" (рис. 3). По данным IDC, распределение мест в первой шестерке российских поставщиков ПК выглядит немного по-другому: "Формоза", "Аквариус", R&K, "Эксимер" ("Инел"), R-Style Computers, и только на шестом месте идет HP. По данным IT-Recearch, в пятерку лидеров входят "Формоза" (лидер), "Аквариус", "Крафтвей", "Эксимер" ("Инел") и R-Style Computers.

Из этих данных четко видна одна из самых важных тенденций рынка ПК – быстрый рост российских производителей. Начиная с 1999 года российские производители ПК активно теснят западные компании. По данным IDC, доля западных компаний в сегменте продаж ПК составила в 2001 году всего лишь 13,5%, тогда как в 1998 году эта доля оценивалась в районе 50–60%. Раньше западные компании вообще заявляли, что российских брендов на рынке ПК нет и производители компьютеров brand name конкурируют только между собой. Надо отметить, что эти заявления были вполне обоснованными. Дело в том, что российский рынок ПК крайне неоднороден. На нем есть организации (в том числе и госструктуры), которые покупали ПК только западных brand name. Как правило, это крупные компании, которые осознают значение ПК как инструмента ведения бизнеса и относятся к такого рода покупке как к вложениям в информационную инфраструктуру компании, наряду с внедрением бизнес-приложенияй. Число таких компаний растет, однако оно, как и раньше, невелико. Есть компании, которые никогда не купят ПК brand name, – для них главным приоритетом является низкая закупочная цена. Но самый большой слой компаний составляют те, которые склоняются в сторону ПК российской сборки по финансовым причинам, но недовольны их качеством и готовы рассмотреть и предложения по приобретению ПК мировых марок, так как понимают, насколько большое значение имеют управляемость и сервис. Именно за их сердца и вели борьбу как западные, так и крупнейшие российские поставщики ПК. И борьбу эту пока выигрывают российские компании – в 2001 году резко возросли поставки ПК российских производителей в крупные корпоративные проекты. И в 2002 году аналитики ожидают усиление конкуренции между крупнейшими поставщиками, связанное с некоторым снижением темпов роста, что принесет еще большие выгоды покупателям корпоративных ПК.

 
сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом