Сетевой журнал: procurement guide

Приобретаем лазерные принтеры для рабочих групп


    Введение

  Статистика продаж

  Мнения пользователей и экспертов

  Оценка стоимости владения

    Выводы и оценки


Несмотря на все разговоры о безбумажном документообороте, количество твердых копий всевозможных документов только увеличивается. Причем поток производимых в офисах деловых и официальных бумаг растет в геометрической прогрессии. Так что устройствам, которые информацию из электронного вида превращают в бумажный, проще говоря, принтерам, еще далеко до полной отставки.

Корпоративная закупка
Современные принтеры могут печатать не только на бумаге. Выпускаются даже устройства, которые печатают на тортах и пирожных. Естественно, вместо краски, чернил или тонера здесь используются кремы и цветное желе. Широко распространены аппараты, которые выводят текст и изображения на кружках, керамических плитках, CD и DVD-дисках, а также на металле и пластике. Конечно, они распространены не так широко, как традиционные принтеры, тем не менее и спрос, и предложение на них есть.

В настоящее время в корпоративном секторе доминируют лазерные принтеры, причем довольно давно. Матричные устройства уже давно вытеснены в узконишевые области, где важна лишь скорость печати и возможность вывода на любую бумагу (и вообще на любой носитель), при этом качество печати не приоритетно. Струйные принтеры ввиду крайне высокой стоимости расходных материалов, привередливости к бумаге и условиям эксплуатации, нестойкости отпечатков также не устроили корпоративных потребителей. Их основной покупатель – сектор SoHo с небольшими объемами печати.

Когда же в организации объем печати большой, имеет смысл приобретать устройства коллективного пользования. Они более "дуракоустойчивы", легко переносят интенсивную загрузку и, что самое главное, более экономичны, чем персональные принтеры. Им и посвящен наш рассказ.

Как все начиналось
Лазерные и светодиодные принтеры работают по электрографическому принципу. Луч света от лазера или светодиодов электризует фотобарабан, на который налипают частички тонера, и после этого краска переносится на бумагу, "привариваясь" к ней под воздействием нагрева. Точно так же работают и копировальные машины. Поэтому далеко не случайно, что среди производителей лазерных принтеров очень много компаний, для которых весомой частью бизнеса является производство копиров: Xerox, Ricoh/Nashuateck, Canon, Minolta-QMS, Kyocera-Mita.

Лазерные принтеры – относительно молодой класс устройств. Их серийное производство началось в 80-е годы. У истоков стояли четыре компании – Hewlett-Packard в кооперации с Canon, IBM и QMS, которые и представили широкой публике данный класс устройств. Причем сделано это было одновременно или почти одновременно; в результате споры о приоритете идут до сих пор, и каждая из названных компаний приписывает эту заслугу себе.

Со светодиодными принтерами все проще. Первые модели были выпущены OKI в 1994 году, и лишь спустя два-три года устройства, использующие данную технологию, начали производить и другие компании, в частности, Matsushita (под маркой Panasonic) и Tektronix, позднее поглощенная Xerox.

Кроме того, светодиодные принтеры OKI были первыми, где использовалось управление GDI (Graphics Device Interface) и почти все интеллектуальные функции ложились на компьютер. Это позволило существенно удешевить устройства. Первоначально GDI-принтеры были восприняты неоднозначно. Они не работали в "чистом" ДОС, а работа на среднем компьютере того времени в момент печати была практически невозможна или по крайней мере проблематична. Однако со второй половины 90-х годов эти недостатки перестали быть значимыми, и принтеров GDI от разных производителей становилось все больше. Теперь они доминируют среди персональных лазерных, есть такого рода модели и в классе сетевых устройств.

К вопросу о классификации
Существует несколько моментов, по которым можно провести классификацию любых лазерных принтеров.

Основная градация учитывает, является ли устройство цветным (см. "Сетевой журнал", 2002, № 10) или монохромным. Полноцветные устройства довольно активно продвигаются, их продажи быстро растут, но доля их в России среди лазерных принтеров по самым оптимистическим расчетам пока не превышает 5%.

Первая позиция – формат листов. Массовые устройства могут распечатывать документы формата не более чем legal (216 на 355 мм) или tabloid (355 на 457 мм). Вторая категория, естественно, по сравнению с первой малочисленна, а устройства, к ней относящиеся, стоят в три-четыре раза дороже. При этом ряд моделей допускает печать без обязательных полей. Особенно часто такая возможность встречается у устройств от Xerox, но в последнее время и другие производители предлагают принтеры, которые поддерживают подобное. Хотелось бы отметить, что форматами А3 и А4 дело не ограничивается. Выпускаются и принтеры большего формата, однако их продажи исчисляются несколькими десятками в масштабах всей страны. Они чрезвычайно дороги и громоздки.

Довольно важным параметром классификации является система команд. Практически все современные лазерные принтеры поддерживают языки описания страниц PCL или PostScript. Однако для поддержки PostScript в ряде случаев требуется установка специального модуля расширения. Кроме того, технологии, связанные с PostScript, защищены патентами, так что устройства с его поддержкой обойдутся приблизительно на четверть дороже вследствие отчислений. Единственным исключением является продукция Xerox, которая наряду с Adobe является держателем данных патентов.

Помимо PCL и PostScript лазерные принтеры могут иметь поддержку систем команд матричных устройств, что существенно упрощает печать из старых приложений, с которыми до сих пор по тем или иным причинам работает множество предприятий и организаций. В частности, практически все продукты Epson совместимы между собой снизу вверх. В отношении своих старших моделей OKI и Olivetti пошли еще дальше: эти принтеры поддерживают систему команд не только Epson FX, но и IBM ProPrinter.

Вторая позиция связана с особенностями использования. Выпускаются персональные принтеры, устройства для рабочих групп и уровня отдела/департамента.

Персональный принтер не имеет сетевых функций и отличается невысокой производительностью (не более 16 страниц в минуту). Очень часто они имеют GDI-управление; какие-либо интеллектуальные функции в самом принтере отсутствуют и полностью ложатся на компьютер. Языки PCL или PostScript только эмулируются. Рекомендуемый объем нагрузки составляет не более 10 тысяч страниц в месяц. Зато такие модели самые дешевые. Как правило, их цена не превышает $300. Важным достоинством являются небольшие габариты и вес. Устройства массой более 10 кг в настоящее время, насколько нам известно, не выпускаются.

Принтер для рабочих групп уже практически в обязательном порядке имеет сетевой интерфейс, и для него не требуется принт-сервер или выделенный компьютер. Впрочем, в ряде моделей, причем далеко не всегда дешевых, наличие сетевого интерфейса предусмотрено лишь в виде опции. Производительность составляет 16–32 страницы в минуту. Эти принтеры уже располагают собственными интеллектуальными ресурсами, управляются языками описания страниц PCL и (или) PostScript, иногда поддерживают системы команд Epson FX или IBM ProPrinter. Однако встречаются и аппараты с GDI, в основном среди наиболее дешевых. Рекомендуемый объем месячной нагрузки составляет от 30 до 100 тысяч страниц. Цена принтеров для рабочих групп обычно варьируется в пределах от $500 до $1500. Габариты и масса таких устройств довольно значительны. Старшие модели уже сложно установить на стандартный офисный стол, а их масса может достигать 50–60 кг.

Принтер уровня отдела/департамента отличается от моделей для рабочих групп тем, что рассчитан на печать в больших объемах. Соответственно устройства этого класса имеют усиленную механику, емкий лоток и интеллектуальные средства более высокого уровня. Плюс ко всему они очень экономичны. Рекомендуемый объем нагрузки составляет более 100 тысяч страниц в месяц. Устройства данного класса громоздки и массивны. Даже аппараты, поддерживающие один только формат А4, могут весить свыше 100 кг, и их, как правило, выпускают в напольном исполнении.

Впрочем, эти границы довольно зыбки. Есть модели, которые изготовителями позиционируются как персональные, хотя по комплектации и рекомендуемой нагрузке их вполне можно отнести к принтерам для рабочих групп.

Производство
Производством печатающих устройств занимается 31 компания. Большинство из них существуют уже давно. AGFA, OKI, NEC, Brother, Olivetti основаны еще в XIX веке, история Lexmark восходит к 1926 году, Samsung, HP и Xerox были созданы в 30-е годы XX века. И практически для всех этих фирм данный бизнес не является единственным. Насколько нам известно, здесь есть только одно исключение – это Appolo. Даже Lexmark, бывшее подразделение IBM по разработке и производству печатающих устройств, диверсифицирует свой бизнес, представляя помимо принтеров различные многофункциональные аппараты и тому подобную продукцию.

Как уже было сказано выше, производством принтеров занимаются многие фирмы, ставшие известными своей копировальной и иной оргтехникой. Копиры Xerox, Canon, Ricoh/Nashuateck, Mita, факсы OKI и Panasonic, пишущие машинки Olivetti были известны и популярны задолго до того, как началась массовая компьютеризация. Хотя бывает и так, что к производству принтеров приступают фирмы из совершенно другой сферы бизнеса, весьма далекой от мира компьютеров и периферии. Например, компанию Brother до сих пор многие знают как производителя швейных машин, в том числе и бытовых, но никак не компьютерной периферии.

Что касается географии, то доминируют на рынке принтеров японские компании – из названных 31 их 22. Если же считать фирмы со смешанным капиталом и продукцию, которая производится в кооперации, то это число вырастет до 26. Кстати, в последнее время на рынке производства принтеров наблюдается тенденция ко все большему количеству слияний и поглощений. Например, в 1999 году Minolta поглотила QMS, а в конце 2002-го Kyocera объединилась с Mita. В середине 90-х все было несколько по-другому. Тогда от IBM отпочковалась Lexmark, а от HP отделилась Appolo.

Среди примеров кооперации наиболее нагляден альянс HP и Canon. С самого начала оптика и механические узлы производились Canon, а HP брала на себя электронные компоненты. Когда Canon самостоятельно вышла на рынок, было заключено своего рода джентльменское соглашение, по которому HP выпускала свою продукцию раньше, зато Canon могла устанавливать более низкие цены.

Вместе с тем производство располагается, как правило, в третьих странах. Крупнейшие сборочные площадки находятся в Испании (HP), Ирландии (Lexmark, Samsung, Minolta QMS), Таиланде (Epson, Canon, Kyocera Mita, Brother, HP) и Малайзии (OKI, Xerox).
Компания  Матричные  Лазерные и светодиодные  Струйные  Иные технологии печати
HP++
Canon++
Lexmark+++
Xerox+
Samsung+
Citizen+
Ricoh (Nashuateck)++
AGFA++
OKI+++
Olivetti++++
Epson+++
Matsushita (Panasonic)++
NEC++
Bull++
Minolta QMS++
Kyocera Mita++
GCC+++
Brother+++
Alps++
Appolo++

Далеко не все компании производят всю гамму продукции (см. таблицу). Среди фирм, представленных в России, лишь три занимаются матричными принтерами, рынок которых все более сужается. Зато на рынке массовых лазерных и светодиодных, а также струйных аппаратов игроков существенно больше. Подавляющее большинство фирм выпускает принтеры, применяющие иные технологии (сублимационные, твердочернильные и т.д.) или специализированные устройства. Однако здесь все несколько сложнее. Целый ряд фирм специализируется на узконишевой технике. Например, рынок принтеров для кондитерской промышленности практически монополизирован Olivetti. Производство и сбыт промышленных устройств вывода цветных публикаций поделили между собой Epson, AGFA и Ricoh.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом