Сетевой журнал: procurement guide

Покупаем офисную АТС


    Введение

  Статистика продаж(Читайте в бумажном издании "Сетевого журнала")

  Мнения пользователей и экспертов(Читайте в бумажном издании "Сетевого журнала")

  Оценка стоимости владения (Читайте в бумажном издании "Сетевого журнала")

    Выводы и оценки (Читайте в бумажном издании "Сетевого журнала")


Мини-АТС (они же учрежденческие, или офисные АТС) появились не так давно. Но без них уже сложно представить себе жизнь. Они даже стали персонажами анекдотов, что довольно редко случается с различными устройствами. А ведь еще каких-то тридцать лет назад для внутренней связи на предприятиях использовался ручной коммутатор, а то и вовсе сослуживцам приходилось кричать через всю комнату что-то вроде: "Петровна, возьми трубку, из главка звонят".

Учрежденческие АТС дают множество, казалось бы, незначительных удобств, от которых, тем не менее, очень трудно отвыкнуть. Например, короткие номера для звонков внутри организации – ведь ясно, что двух- или трехзначный номер намного проще и запомнить, и набрать. В свете же того, что растет список городов с семизначными номерами, а в Москве скоро придется набирать и десятизначные, это достоинство становится все более значимым. А там, где введена повременная оплата местных телефонных переговоров, офисные АТС дают еще и серьезную экономию, поскольку внутренние звонки, для которых не нужна сеть общего пользования, для организаций будут бесплатными. Плюс ко всему здесь можно заблокировать междугородные и международные соединения, причем без обращения к связистам. Если же такие звонки на предприятии необходимы, то применение IP-АТС позволяет существенно снизить затраты на них. Можно также оптимизировать использование имеющихся телефонных линий, например, "разгрузив" от звонков сотрудников те, по которым звонят потенциальные клиенты; в результате им будет проще дозваниваться. И этим преимущества офисных АТС еще не исчерпываются.

Как все начиналось
Первые учрежденческие АТС, появившиеся в 70-е годы, представляли собой уменьшенные (иногда не очень сильно) версии стандартных коммутаторов, которые применялись (и применяются до сих пор) на городских телефонных узлах. Производили их те же самые Alcatel, Ericsson, Lucent Technologies (плюс отпочковавшаяся Avaya), Nortel Networks, Siemens и прочие компании, которые известны своими телефонными коммутаторами.

Мини-АТС первого поколения могли только распределять вызовы по внутренним номерам, не предоставляя никакого дополнительного сервиса. Кроме того, они требовали операторского обслуживания. Но самое главное – оборудование разных производителей было несовместимо между собой.

В следующем десятилетии офисные АТС приобрели множество новых функций. Прежде всего они уже могли обходиться без помощи оператора, то есть стали автоматическими в полном смысле этого слова. Появились также голосовая почта, централизованные автоответчики и автосекретари, поддержка громкой конференцсвязи, переадресация вызовов. В целом аналоговые мини-АТС в 80-е годы имели ту же функциональность, что и производимые в настоящее время. С выходом цифровых телефонов существенно упростилась их настройка и программирование. В предшествующее десятилетие эта процедура была весьма и весьма нетривиальной. Злые языки утверждали даже, что процесс настройки офисных АТС первого поколения был наглядной иллюстрацией поговорки "и так и сяк, лишь бы не по-людски". Началась стандартизация АТС, в результате их модернизация уже не требовала тотальной замены всего оборудования.

В 90-е годы АТС, в том числе и офисные, начали "оцифровываться", и их функции уже вышли за рамки речевого сервиса. Особенно этот процесс ускорился во второй половине десятилетия, когда произошел взрывной рост IP-сетей. Тогда же получила развитие и компьютерная телефония – системы обработки сообщений, сетевые справочники, средства массовой рассылки... Традиционные консоли операторов сменились программами для персональных компьютеров. Наконец, появилась микросотовая связь DECT, которая быстро стала востребованной и популярной.

Но все же по-настоящему революционные последствия имел процесс интеграции АТС с IP-сетями. Это позволило объединить разные виды трафика – речь, данные и мультимедиа (оцифрованный звук, видео и т.д.). Так возникли мультисервисные сети, а значит, и рынок соответствующего оборудования. В результате АТС приобрели дополнительные функции. В целый ряд моделей интегрированы WAN- и LAN-маршрутизаторы. Кроме того, то обстоятельство, что IP-сети очень хорошо стандартизованы и эти стандарты открыты, стало пропуском для входа на этот рынок очень многим компаниям. Это дает новый виток конкуренции и ускоряет прогресс в отрасли. А также позволяет объединить в одной сети решения разных поставщиков.

Какие они бывают
Прежде всего мини-АТС делятся на аналоговые, цифровые и гибридные. Как уже сказано выше, аналоговые АТС построены по тем же принципам, что и традиционные телефонные коммутаторы. Естественно, их функциональность намного шире. Однако этот класс оборудования не совершенствуется с 80-х годов и в настоящее время представлен лишь моделями начального уровня, имеющими не более 24 портов. Плюс ко всему аналоговые АТС используют реле, сделать которые полностью бесшумными крайне сложно.

Цифровые мини-АТС, которые могут передавать голос в оцифрованном виде, в настоящее время преобладают на рынке. Они поддерживают интеграцию с локальными сетями и приложениями компьютерной телефонии, подключение к городскому телефонному узлу по цифровому потоку, организацию беспроводной системы микросотовой связи DECT для внутренних абонентов, подключение ISDN-терминалов, создание корпоративных сетей путем объединения нескольких станций по цифровым стыкам (E1/T1, ISDN). Как видно, цифровые АТС являются мультисервисными, что называется, по определению.

Часто в отдельный класс выделяют IP-АТС. Их основным отличием является использование не телефонных, а WAN-сетей передачи данных. Поэтому некоторые модели называют даже не телефонными станциями, а коммуникационными серверами. Впрочем, практически любые IP-АТС наряду с телефонной системой имеют также маршрутизатор, межсетевой экран и сервер DHCP.

В последнее время становятся все более популярными гибкие коммутаторы, которые часто называют, не переводя с английского, soft switch. Их отличие от "тяжелых" IP-АТС состоит в месте размещения: эти устройства располагают у операторов связи или в телефонных компаниях. Такое оборудование пользуется популярностью и у крупных корпоративных потребителей как средство управления всей внутрифирменной сетью. Аналитики именно этому классу предрекают большое будущее. Более того, некоторые полагают, что в обозримом будущем данные устройства просто вытеснят традиционные системы телефонной связи.

Кроме того, телефонные станции принято делить по размеру обслуживаемой сети и функциональным возможностям. Производители и дистрибьюторы выделяют прежде всего три класса: учрежденческие АТС (УАТС), учрежденческие производственные АТС (УПАТС) и городские либо сельские АТС.

Учрежденческие АТС (синонимы – мини-АТС, офисные АТС), как правило, имеют емкость до 128 портов. До недавних пор в данном классе доминировали аналоговые системы, но практически все последние модели таких АТС уже являются цифровыми, а аналоговые постепенно снимаются с производства. Они наиболее просты в установке и обслуживании. Вполне возможен их монтаж своими силами, во всяком случае, младших моделей. И что, пожалуй, самое важное, они не нуждаются в операторском обслуживании. Вместе с тем возможности расширения и набор дополнительных функций этих аппаратов в значительной степени ограничены. Предлагаются лишь конференцсвязь, фиксация и перенаправление вызовов, управление домофонами и запирающими устройствами (часто как опция). В старших моделях могут быть еще гостиничные функции (фиксация прибытия – отбытия, будильник, слежение за состоянием помещения, возможность блокировки удаленных терминалов), причем тоже как опция.

Учрежденческие производственные АТС (иногда встречается название "учрежденческий телефонный узел") имеют емкость от 128 портов до нескольких десятков тысяч и поддерживают создание как проводных, так и беспроводных (DECT) распределенных внутрифирменных телефонных сетей. В них включен максимально возможный набор дополнительных функций, в том числе по созданию call-цетров, по интеграции с цифровыми сетями передачи данных и приложениями компьютерной телефонии, гостиничные функции, поддержка видеоконференций и многое другое. Практически все имеющиеся в продаже модели УПАТС являются цифровыми и, следовательно, мультисервисными. Вместе с тем порт УПАТС стоит в два-три раза дороже, чем таковой для УАТС. Более сложны также монтаж и настройка УПАТС, которые к тому же могут требовать согласования с операторами связи. Плюс ко всему УПАТС нередко нуждаются в обслуживании оператором, например при организации call-центра.

Городские АТС имеют большую емкость (обычно 10 тысяч, а у современных и до 100 тысяч номеров), но их функциональность ограничена маршрутизацией звонков, какие-либо дополнительные функции отсутствуют. Это вполне оправданно, поскольку такие станции призваны обслуживать абонентов, которых объединяет лишь территориальный признак и которым другие средства просто не нужны.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом