Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

  ПРОЕКТ

Проект объединения офисов компании в пределах одного города. Продолжение темы #3`2003 - мультисервисные сети.


"Голден Телеком": решения традиционные и современные
Московский оператор связи "Совинтел", работающий сейчас под торговой маркой "Голден Телеком", участвует в "Галерее" во второй раз. В сентябрьском номере нашего журнала за прошлый год, когда мы предложили фирмам сразу две задачи, компания откликнулась на обе, представив решения и по обеспечению доступа в интернет в загородном учебно-оздоровительном центре, и по организации центра обработки входящих звонков. Нынешнюю задачу – по объединению офисов – специалисты "Голден Телеком" могли бы решить тремя различными способами.

Все три варианта предусматривают конвергенцию трафика, но различаются как по уровню конвергентности, так и по стоимости. При этом вопреки распространенному мнению о том, что конвергенция позволяет экономить средства, получается, что чем решение, так сказать, "конвергентнее", тем оно дороже. Зато, как мы увидим, с усилением конвергенции расширяются возможности связи, поэтому более дорогие варианты также оказываются востребованными.

Вариант первый: DSL и традиционная телефония
"Голден Телеком" уже довольно давно предлагает заказчикам подключение по цифровой абонентской линии (Digital Subscriber Line, DSL) в симметричном варианте, т.е. SDSL (Symmetric DSL). Технологии семейства DSL не позволяют гарантировать определенную пропускную способность (она очень сильно зависит от характеристик медной телефонной пары, по которой передается физический сигнал), поэтому обычно говорят о ее максимальном или среднем значении. Первое для SDSL составляет 2 Мбит/с (вне зависимости от направления передачи), второе, по опыту "Голден Телеком", для Москвы приблизительно равно 1,5 Мбит/с. Магистральная сеть у компании собственная, абонентские линии либо также используются собственные (там, где они есть), либо арендуются у МГТС.

Каждый удаленный офис может быть подключен одним каналом SDSL. Терминал SDSL имеет интерфейс Ethernet и четыре аналоговых телефонных интерфейса, причем это "чистая" телефония, без всякого сжатия речи. Иначе говоря, в терминал можно включить и аналоговый телефонный аппарат, и факс, и модем – и все они будут работать.

Телефонные линии предоставляются с московских коммутаторов "Голден Телеком". При желании заказчик может воспользоваться доступной на них услугой Centrex: для него будет создана виртуальная телефонная станция, по функциям примерно аналогичная офисной АТС и при этом обслуживающая все его офисы. Телефоны центрального офиса объединяются в общую номерную группу с прямой связью, возможностями сокращенного набора и перенаправления звонков. Доступны и такие функции, как речевая почта, музыка на удержание и т.п.

В тех офисах, где более четырех телефонов, разумно будет расширить телефонную сеть с помощью маленькой офисной АТС – модели, поддерживающие четыре внешние линии и 12 внутренних, выпускаются многими фирмами и очень недороги.

Четыре телефонные линии займут полосу 256 кбит/с, так что для доступа в интернет и обмена данными, включая передачу видеоинформации, останется свыше 1 Мбит/с. Этого вполне достаточно. Наиболее "прожорлива" видеоинформация: необходимая для нее полоса пропускания зависит от используемого оборудования, однако современные системы видеонаблюдения при отличном качестве изображения требуют лишь 128 кбит/с.

Поскольку в центральный офис будут поступать данные из всех удаленных точек, его требования в десять раз выше. Поэтому туда рационально проложить волоконно-оптический канал, обеспечив по нему и необходимое количество обычных телефонных линий, и доступ в интернет, и связь с удаленными точками.

Телефонную инфраструктуру центрального офиса лучше всего развить, установив офисную АТС. Так как по условию там 40 телефонов, а стандартному офису внешних линий нужно в три-четыре раза меньше, чем внутренних, то понадобится УАТС примерно на 12 внешних и 48 внутренних линий с возможностью расширения приблизительно до 100 внутренних линий. Выбор производителя полностью принадлежит заказчику; "Голден Телеком" чаще всего рекомендует УАТС компаний Nortel, Avaya, Siemens, Ericsson. Вообще говоря, можно было бы обойтись и без УАТС, подключив каждый телефон центрального офиса по своей линии с отдельным номером, но такой вариант будет выгоден только при весьма специфических запросах к телефонной связи. Изменения в сетевой инфраструктуре не потребуются.

Вариант второй: DSL и IP-телефония
Можно действовать и иначе: не выделять в SDSL-каналах телефонные линии, а передавать телефонный трафик вместе с данными, используя технологию VoIP (Voice over IP). При этом в удаленных точках потребуется оборудование, позволяющее включать телефонные аппараты в сеть Ethernet, – "Голден Телеком" обычно предлагает абонентские устройства Cisco с числом телефонных портов от двух до шестнадцати. Можно использовать и IP-телефоны, которые подсоединяются непосредственно к локальной сети, но они обойдутся дороже.

Потребительские характеристики у VoIP-линий несколько хуже, чем у традиционных телефонных, – на них обеспечивается только передача речи, без дополнительных возможностей. В частности, ни факсимильная связь, ни обмен данными по модему на таких линиях работать не будут, и если факс (модем) необходим, его придется включать как-то иначе, например, все-таки использовать телефонный порт SDSL-терминала.

В центральном офисе можно действовать тремя различными способами. Первый (в котором затраты заказчика на собственное оборудование будут максимальны), заключается в том, чтобы приобрести и установить VoIP-шлюз и виртуальную УАТС (IP PBX), например, Cisco Call Manager. IP PBX обеспечивает диспетчеризацию IP-телефонных звонков, а шлюз преобразует трафик VoIP в обычный телефонный. Внешняя телефонная связь осуществляется по обычному телефонному каналу через коммутатор "Голден Телеком". Заметим, что в этом канале потребуется организовать больше линий, чем было бы нужно для "классического" телефонного решения, так как ими будут пользоваться для связи с городом не только центральный офис, но и все удаленные точки.

Два других способа предполагают использование ресурсов оборудования для IP-телефонии, установленного в сети "Голден Телеком". Это Call Manager и VoIP-шлюзы компании Cisco, которые на сегодня способны поддержать порядка 15 тыс. линий. Соответственно, второй способ – приобретается только IP PBX и организуется обмен речевой информацией по IP-каналу со шлюзом "Голден Телеком", который будет осуществлять преобразование VoIP в обычный телефонный трафик и наоборот. Третий – используется не только шлюз, но и Call Manager "Голден Телеком". Данная услуга полностью аналогична Centrеx для классической телефонии и называется VoIP Centrеx: для клиента создается виртуальная IP PBX, обеспечивающая практически такой же набор возможностей, какой он получил бы, установив Call Manager у себя. Гибкость в этом случае может быть несколько ниже, но зато заказчик не должен обслуживать и поддерживать IP PBX, что требует специальной квалификации сотрудника, выполняющего эту работу.

Телефонные линии для центрального офиса в двух последних случаях не нужны – необходим только канал передачи данных. Его можно обеспечить как несколько потоков E1 по 2 Мбит/с, но поскольку трафик ожидается достаточно большой, не исключено, что оптимальным будет другое решение. Это подключение по одному-единственному широкополосному каналу к городской Ethernet-сети (Metropolitan Ethernet Network, MEN) "Голден Телеком", которая была запущена в эксплуатацию совсем недавно. Сеть обеспечивает гарантированную пропускную способность до 1 Гбит/с. Правда, таких потребностей у московских компаний пока нет, но каналы на 10 и 100 Мбит/с вполне пользуются спросом. В данном случае речь может идти, скорее всего, о канале на 10 Мбит/с.

Рисунок. Топология магистральной сети MAN в Москве

Вариант третий: VpLAN
Запросы условного заказчика, описанные в задаче, довольно скромны. Но если бы он, например, намеревался разворачивать серьезный бизнес на основе видео и планировал расширять полосу пропускания, то можно было бы предложить и такой вариант, как подключение удаленных точек каналами сети MEN на 10 Мбит/с, а центрального офиса – каналом на 100 Мбит/с.

Говоря техническим языком, заказчик получает при этом услугу второго уровня, т.е. сети всех его офисов объединяются в одну виртуальную частную локальную вычислительную сеть (Virtual private LAN – VpLAN) и все компьютеры работают так, как если бы находились в одном здании. В то же время, хотя через MEN передается трафик множества клиентов, их виртуальные сети полностью изолированы друг от друга.

В рамках своей VpLAN клиент может использовать любые IP-адреса и любые протоколы, в частности, broadcast и multicast, что особенно полезно для работы с видеоданными. Телефонию естественно реализовать в виде VoIP, но в этом случае можно применять наиболее качественные кодеки, которые обеспечат превосходную передачу речи, а заодно и передачу факсов. И еще одна интересная особенность данного решения: оно позволяет отказаться от каналов "точка–точка" и организовать связь по схеме "каждый с каждым". Благодаря этому становится более равномерной загрузка каналов, так как обмен информацией между двумя удаленными офисами происходит напрямую, а не через центральный офис.

Стоимость решений
Попробуем сравнить решения по стоимости. Начнем с телефонной части. Цена подключения здесь будет зависеть от двух параметров – числа внешних линий и количества номеров. При этом "Голден Телеком" может предоставлять номера двух видов – прямые московские в коде ABC095 и федеральные в коде DEF501. Вторые обеспечиваются с центрального коммутатора компании и обходятся заказчику на 50–70% дешевле.

Число внешних телефонных линий, необходимых заказчику, во всех трех вариантах, очевидно, будет практически одним и тем же: оно определяется общим объемом внешних переговоров для всех офисов. В решении на основе классической телефонии часть линий подается непосредственно в удаленные точки, а при использовании VoIP все они проходят через шлюз и IP PBX, но суть от этого не меняется. Возможно, VoIP позволит сэкономить несколько линий за счет большей гибкости их распределения: если, например, одному офису необходимо, условно говоря, полторы линии, а другому – две с половиной, в традиционном решении мы должны будем обеспечить для них пять линий (соответственно две и три), а в IP-телефонном – только четыре. Но для десяти офисов экономия такого рода не может быть существенной.

То же касается и количества городских номеров. Заказчик может, конечно, взять только один серийный номер, но чаще фирмы хотят иметь пять-десять – основной, факс и телефоны нескольких менеджеров. Каждую удаленную точку из соображений практического удобства также разумно обеспечить собственным городским номером (хотя с технической точки зрения при использовании VoIP без этого можно обойтись).

Ежемесячные платежи определяются тарифным планом. Таких планов у "Голден Телеком" три. Первый предполагает низкую абонентскую плату ($15–20 за линию с городским номером), но повременную оплату всех звонков; второй – более высокую плату ($40–50) без тарификации местного трафика; третий – абонентскую плату $15–20 плюс установленный платеж в зачет междугородных разговоров по оговоренным тарифам (обычно $40–50, местный трафик не тарифицируется). Какой бы тариф ни выбрал заказчик, получающаяся плата не будет зависеть от технического решения: при использовании классической телефонии и Centrex звонки из офиса в офис, точно так же, как и в варианте с VoIP, не проходят через город, а остаются внутри сети "Голден Телеком".

Что касается оборудования, то здесь разница будет существенной. Традиционные телефонные решения, по оценке специалистов "Голден Телеком", обходятся в среднем по $100–150 за порт (в зависимости от того, устанавливаются ли цифровые телефоны или аналоговые), а IP-телефонные – по $200–250.

Таким образом, традиционная телефония дешевле VoIP с точки зрения разовых затрат на оборудование, а плата за услуги связи в данном случае практически одна и та же. Для компаний, имеющих офисы в разных городах, ситуация в корне иная: IP-телефония позволяет им экономить значительные суммы на оплате междугородных переговоров, так что приобретенное оборудование быстро окупается. В пределах одного города заказчик мог бы предпочесть решение на основе VoIP ради дополнительных возможностей, таких, как шифрование речевого трафика.

Теперь перейдем к каналам передачи данных. Подключение одной точки по технологии SDSL стоит около $450, абонентская плата за линию составляет порядка $100 в месяц. В эту сумму включаются 500 Мбайт интернет-трафика, а трафик внутри сети "Голден Телеком" не тарифицируется. Таким образом, при выборе между централизованным и распределенным решением по доступу в интернет цена роли не играет, хотя эти решения и создают разный трафик (естественно, нужно учитывать пропускную способность линий связи, но удаленным офисам нашего условного заказчика SDSL-канала хватит в любом из вариантов). Отдельная плата за объединение офисов также не берется – стоимость услуги равномерно распределяется по всем инсталляционным платежам.

Широкополосный доступ по сети MEN значительно дороже. Единовременные платежи за подведение гарантированного канала на 10 Мбит/с составят $400 за один порт Ethernet и еще около $700 за линию в целом. Абонентская плата берется с каждого порта в размере $600-900 в месяц. Но качество услуг этих денег стоит – во всяком случае, так думают заказчики, выбравшие именно такое решение, а их в Москве не так уж мало.

В целом можно сказать, что основная масса заказчиков сегодня считает деньги, причем очень неплохо. Тем не менее есть категории клиентов, которые готовы покупать самые современные, самые передовые технические решения, не особо считаясь с затратами, и иногда это оказывается выгодно в долгосрочной перспективе.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом