Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

АМТ Груп: мультисервисная копоративная сеть УОМЗА

Распределенная мультисервисная корпоративная сеть производственного объединения “Уральский оптико­механический завод” (УОМЗ) является одним из первых примеров масштабного практического использования в российской промышленности технологий высокоскоростной коммутации мультисервисного трафика, IP­телефонии и видоконференцсвязи. В компании “АМТ Груп”, с которой УОМЗ заключил договор на строительство своей корпоративной сети, считают, что задачи и проблемы, успешно решенные в ходе реализации проекта, являются типичными для многих российских предприятий. На большинстве российских машиностроительных предприятиях последняя модернизация сетевой инфраструктуры была проведена в начале девяностых годов на финальной волне госзаказов. Возможность вернуться к программам развития информационных систем появилась у них только три­четыре года назад

УОМЗ – ведущий российский производитель оптико­механического и оптико­электронного оборудования военного и гражданского назначения – одним из первых в отрасли начал масштабное внедрение современных информационных технологий. На предприятии разработана и принята целевая программа информатизации, рассчитанная до 2008 года. Ядром программы стало внедрение системы автоматизации предприятия, которая включает блок конструкторско­технологической подготовки производства и систему автоматизации принятия управленческих решений на основе программного обеспечения компании IFS. Введение в эксплуатацию указанных программных приложений позволит повысить конкурентоспособность предприятия за счет уменьшения объемов незавершенного производства, снижения себестоимости продукции, ускорения реакции производственной системы на изменение спроса.

По мере внедрения системы автоматизации стало очевидно, что морально устаревшая сетевая инфраструктура является тормозом для реализации ее потенциала. До начала проекта модернизации локальная вычислительная сеть предприятия состояла из одного сегмента. Проведенная одновременно с началом внедрения новой системы управления производством первичная модернизация сети позволила использовать бизнес­приложения в опытном режиме, но не смогла обеспечить необходимый для промышленной эксплуатации уровень доступности, надежности и производительности.

Система традиционной телефонии предприятия также исчерпала свои возможности. Типичная ситуация, когда комплектация УАТС не допускает расширения, осложнялась тем, что здание, в котором находилась телефонная станция, подлежало сносу. Телефонную сеть фактически нужно было создавать заново. При выборе архитектурного решения новой заводской коммуникационной инфраструктуры интегратор проекта должен был учесть, что предприятие объединяет около сорока филиалов в России и за ее границами. При этом площадки существенно различаются между собою по уровню зрелости сетевой инфраструктуры, а для деловых коммуникаций между ними необходима дешевая и качественная телефония и видеосвязь.

Компания “АМТ Груп”, к тому времени уже имевшая опыт реализации успешных проектов для крупных промышленных предприятий, предложила руководству завода проект создания мультисервисной корпоративной сети, что означало использование единой инфраструктуры связи на основе протокола IP с наложенными на нее подсистемами IP­телефонии и видеоконференцсвязи.

От доступности приложений управления производством зависит функционирование всего предприятия. Поэтому на этапе разработки решения предъявлялись жесткие требования ко времени простоя, к степени резервирования и дублирования наиболее ответственных узлов и элементов сетевой инфраструктуры. В процессе проектирования большое внимание было уделено проработке схемы решения, которое должно было сохранять функциональность сети практически при любых типовых отказах и на период устранения неисправностей гарантировать потерю не более 40% производительности. Это потребовало высокой детализации технического задания, разработанного интегратором в тесном взаимодействии с заказчиком.
По мере внедрения системы автоматизации стало очевидно, что морально устаревшая сетевая инфраструктура является тормозом для реализации ее потенциала. Система традиционной телефонии предприятия также исчерпала свои возможности, фактически телефонную сеть нужно было создавать заново. При выборе архитектурного решения новой заводской коммуникационной инфраструктуры интегратор проекта должен был учесть, что предприятие объединяет около сорока филиалов в России и за ее границами. При этом площадки существенно различаются между собой по уровню зрелости сетевой инфраструктуры, а для деловых коммуникаций между ними необходима дешевая и качественная телефония и видеосвязь.

Компания “АМТ Груп” предложила руководству завода проект создания мультисервисной корпоративной сети, что означало использование единой инфраструктуры связи на основе протокола IP с наложенными на нее подсистемами IP­телефонии и видеоконференцсвязи

Работы начались с составления пятилетнего генерального плана развития мультисервисной сети предприятия с учетом его перспективных потребностей, предусматривающих прежде всего рост числа пользовательских подключений и расширение предоставляемых абонентам услуг. На стадии проектирования сети интегратор постарался, с одной стороны, скрупулезно учесть специфику ИТ­инфраструктуры заказчика, а с другой – следовать типовым рекомендациям компании Cisco Systems, производителя использованного в проекте оборудования. Примененное решение позволяет заводу полноценно эксплуатировать внедренные ранее прикладные информационные системы, а также обеспечивает задел для последующего развития ИТ­инфраструктуры без пересмотра архитектуры. Замену, модернизацию сетевого оборудования и обновление программного обеспечения заказчик может проводить на работающей сети без остановок и каких­либо ограничений в ее функциональности.

Сеть построена на распределенном ядре из шести высокопроизводительных многоуровневых коммутаторов Cisco Catalyst 6506. Пропускная способность межъядерных связей сегодня составляет 2Гбит/с. По мере подключения дополнительных рабочих мест (предполагается, что ко времени завершения проекта их будет 3,5 тыс.) пропускная способность ядра будет увеличена до 8 Гбит/c. На уровне распределения используются интеллектуальные коммутаторы Cisco Catalyst 3550 12G. Магистральная кабельная инфраструктура сети строится на оптоволокне; по территории центральной заводской площадки оно прокладывается с резервированием маршрутов. По итогам выполненных этапов к локальной вычислительной сети предприятия подключено уже около тысячи рабочих мест.

Предложенное “АМТ Груп” решение организации телефонии базируется на системе обработки вызовов Cisco Call Manager. Кластеризация центральной системы обработки вызовов обеспечивает высокую надежность решения. В кластер входят два согласованно работающих сервера управления вызовами. По мере роста системы число их будет увеличено до четырех. При выходе из строя одного из серверов работоспособность системы полностью сохраняется. Call Manager обеспечивает базовую функциональность корпоративной телефонной системы и в настоящее время обслуживает 500 абонентов. В филиалах используются такие же IP телефоны (модели Cisco 7912, 7940, 7960), как и на центральной площадке, у всех у них единый план нумерации и набор доступных сервисов.

Обслуживанием ЛВС и подсистемы IP­телефонии у заказчика в настоящее время занимаются всего лишь два специалиста – этого достаточно при реализованной степени надежности и интеллектуальном уровне созданной структуры.

На текущем этапе завершено развертывание сети на территории двух московских филиалов. На основе выполненных работ отлажены типовые решения для других площадок: варианты архитектуры и требования к каналам операторов, через которые организуется связь между удаленными площадками. Для передачи трафика от Москвы до Екатеринбурга с одним из операторов связи федерального масштаба был заключен договор о предоставлении услуг связи, в который входит соглашение об уровне качества обслуживания (SLA). Благодаря услугам подключенного к телефонной сети общего пользования внешнего оператора IP­телефонии был организован экономически оптимальный выход на междугородную и международную телефонную связь. Этот расположенный в Москве оператор подсоединен к мультисервисной сети УОМЗа по схеме специальной филиальной площадки. Теперь абоненты, имеющие соответствующий доступ, через него выходят на междугородные и международные номера по корпоративной сети.

Подразделения УОМЗа и отдельные рабочие места подключаются к сети с учетом конкретных требований со стороны задействованных у заказчика систем управления предприятием. На нынешней фазе проекта мультисервисные услуги начал получать персонал, размещенный в новом офисном здании в Екатеринбурге. В настоящее время IP­телефонная сеть активно распространяется на производство – на предыдущих этапах она охватывала в основном административные службы. До конца года старая УАТС будет демонтирована; таким образом, традиционная телефония на УОМЗе уйдет в прошлое, хотя в тех местах, где не требуется полноценная функциональность IP­телефонии, будут использоваться аналоговые телефоны.
Сетевая инфраструктура завода после модернизации опирается на распределенное ядро из шести высокопроизводительных многоуровневых коммутаторов Cisco Catalyst 6506. Пропускная способность межъядерных связей сегодня составляет 2Гбит/с. По мере подключения дополнительных рабочих мест (предполагается, что ко времени завершения проекта их будет 3,5 тыс.) пропускная способность ядра будет увеличена до 8 Гбит/c. На уровне распределения используются интеллектуальные коммутаторы Cisco Catalyst 3550 12G. Магистральная кабельная инфраструктура сети строится на оптоволокне; по территории центральной заводской площадки оно прокладывается с резервированием маршрутов. По итогам выполненных на сегодняшний день этапов к локальной вычислительной сети предприятия подключено уже около тысячи рабочих мест

На предприятии внедрена система селекторного совещания. Ее пользователи могут находиться и вне заводской телефонной сети – устройство контроля системы в состоянии обеспечивать соединение с внешними абонентами, включая даже домашние номера сотрудников. Интеграция внедряемых подсистем позволяет привлечь к совещанию любого сотрудника, имеющего на рабочем месте хотя бы обычный телефонный аппарат, а при наличии соответствующего терминала он может участвовать не только в селекторном совещании, но и в видеоконференции. Уже первая предварительная демонстрация возможностей работы системы видеотелефонии (высококачественной многоточечной видеоконференцсвязи на основе систем компаний Polycom и Tanberg), организованная по временному каналу между Екатеринбургом и одним из московских филиалов, быстро переросла в производственное совещание между сотрудниками этих площадок УОМЗ, в ходе которого было решено несколько насущных текущих рабочих вопросов. Кстати, во время этого демонстрационного прогона системы заводчане на собственном опыте убедились, сколь полезны на подобных совещаниях такие возможности, как передача файлов с компьютера на компьютер и показ документов с помощью документальных камер для коллективного или индивидуального ознакомления.

По оценкам специалистов “АМТ Груп”, в проекте УОМЗ реализуется одно из самых масштабных в России внедрений IP­телефонии на промышленном предприятии. Пока эта подсистема обеспечивает только базовый функционал – телефонная связь с дополнительными видами обслуживания, которые присущи технологии IP: парковка и переадресация вызова, и т.д. В дальнейшем предполагается внедрить:
В проектной практике “АМТ Груп” фаза макетирования и тестирования внедряемых решений на испытательном полигоне компании стала традиционной, поскольку она позволяет проработать детали конкретных решений, по которым даже производители оборудования не всегда могут дать подробные консультации. В результате к этапу непосредственного внедрения устраняются возможные проблемы и проект, как правило, реализуется без принципиальных замечаний

  • систему голосовой почты, интегрированную с электронной почтой и факсимильной связью (unified messaging);
  • службу, аналогичную контакт­центру, но ориентированную на внутренних корпоративных пользователей – интеллектуальную систему маршрутизации вызовов по подразделениям и внутризаводскую справочную систему (IVR и automatic call distributing). Как показали проведенные опросы, для предприятия масштабов УОМЗ такие службы необходимы;
  • систему записи переговоров.
    Поскольку IP­телефон – по сути тот же специализированный компьютер, то с его помощью можно организовать достаточно широкий набор сервисов, конкретный список которых зависит от реальных потребностей заказчика. Приведенный выше перечень не окончательный и может быть дополнен. На IP­телефон, например, можно, выводить некоторую привязанную к конкретному рабочему месту информацию в реальном времени – показатели деятельности отдельного подразделения, службы или всего предприятия, курсы валют и т.п. Ориентирован такой сервис прежде всего на руководителей. В местах малой автоматизации IP­телефон может выполнять функции интеллектуального терминала: принимать заявки, пересылать стандартные отчеты и т.п. К развитию сервисов в таком направлении у заказчика есть интерес.

    Особое внимание руководство предприятия уделяет обеспечению информационной безопасности. Самый правильный подход – решать задачи защиты информации одновременно с построением сети, а не после, поскольку это дешевле и позволяет реализовать соответствующие решения максимально полно. В каналах IP VPN для защиты мультимедийного трафика заказчик использует современные аттестованные криптографические решения разработки МОП НИИ. Система защиты информации в корпоративной сети удовлетворяет требованиям ГОСТ, законодательства и государственных спецслужб.

    “АМТ Груп” традиционно уделяет большое внимание полномасштабному тестированию своих решений на испытательном полигоне компании. На этапе макетирования было проведено по утвержденной программе тестирование функционирования сети и наиболее ответственных ее фрагментов. Особое внимание уделялось отработке сценариев восстановления сети после выхода из строя отдельных узлов и элементов (такие испытания на работающей сети могут вылиться в значительные потери, а игнорировать их опрометчиво). В проектной практике “АМТ Груп” фаза макетирования стала традиционной, поскольку она позволяет проработать детали конкретных решений, по которым даже производители оборудования не всегда могут дать подробные консультации. В результате к этапу непосредственного внедрения устраняются возможные проблемы и проект, как правило, реализуется без принципиальных замечаний.

    К концу 2005­го генеральный план по модернизации сетевой инфраструктуры завода будет выполнен примерно на 70%. На последующие три года запланировано завершить построение корпоративной сети передачи данных, подключить неохваченные филиальные площадки по ранее отработанным схемам и технологиям, развить дополнительные сервисы в составе подсистемы IP­телефонии.

    В “АМТ Груп” отмечают высокую деловую отдачу от взаимодействия с УОМЗ – предприятием, которое продает самый выгодный для страны товар – человеческие интеллект и знания. Скорее всего именно по этой причине проект выглядит цельным и гармонично развивается. Руководство завода проявляет готовность к использованию внедряемых технологий, сознавая их значение для своего бизнеса. Залог успеха проекта именно в этом. Как заявляют опытные интеграторы, хорошо реализуются те проекты, в которых заказчик въедлив и требователен.

  • сетевой форум
    поиск
    подписка на журнал
    о сетевом