Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

"Галактика": Штучные вертолеты

ОАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ) является крупнейшим в мире производителем вертолетов конструкции М. Л. Миля – семейства Ми-8/Ми-17, отличающиеся надежностью, неприхотливостью, безопасностью и простотой в обслуживании. В советское время КВЗ выпускал вертолеты большими сериями со стабильной комплектацией, однако сейчас пришлось переключиться на штучный, позаказный выпуск под конкретные запросы заказчика, что потребовало полной перестройки системы управления предприятием. Фактически каждое изделие КВЗ, создаваемое сегодня, обладает специфическими особенностями и отличается от базовых моделей вертолетов – различия в номенклатуре комплектующих порой достигают 30%. И хотя это несущественно влияет на стоимость машины, переход на штучное производство на порядок повысил трудоемкость планирования и ведения учета на предприятии. Уменьшить издержки и оптимизировать бизнес-процессы руководство предприятия решило с помощью комплексной информационной системы.

Поэтапное внедрение
Попытки внедрения различных информационных систем предпринимались на предприятии и раньше, однако удачными они не были. Предприятию требовалась система класса ERP, разработчиком которой была бы российская компания, имеющая большой опыт сотрудничества с предприятиями оборонного комплекса. Этим параметрам полностью соответствовала интегрированная система автоматизации управления предприятием "Галактика". К внедрению системы на предприятии приступила казанская фирма "Абак" (www.abak.ru) – партнер "Галактики".

Проект автоматизации управления начался с отдела комплектации завода. Дело в том, что стоимость комплектующих составляет основную долю в составе производственных затрат, а закупаются они на кредитные средства. Поэтому задачи планирования и учета покупных комплектующих изделий, определения необходимых объемов финансирования и управления кредитными ресурсами относятся к числу наиболее важных для КВЗ.

Перед началом работ по вводу системы в эксплуатацию на предприятии были выяснены и задокументированы процессы, выполняемые отделом комплектации, построены схемы взаимоотношений между участниками процессов, определен перечень документов. Когда специалисты по внедрению и персонал отдела комплектации убедились в том, что система полноценно заменяет все ручные операции, начался этап внедрения. Сейчас в отделе комплектации система "Галактика" уже запущена в промышленную эксплуатацию. Такой подход позволил минимизировать риски выполнения проекта, определить приоритетные направления для автоматизации.

Успеху внедрения информационной системы способствовал целый ряд причин – хорошо сработала команда специалистов из фирмы "Абак", постоянные консультации персонала, оперативное решение всех возникающих вопросов.

Важно то, что проект был поддержан на уровне высшего руководства предприятия: в процессе внедрения множество вопросов выходило за рамки отдела комплектации, их решение требовало привлечения специалистов из смежных подразделений и возможность оперативного управленческого воздействия сыграла немаловажную роль. Весомым фактором успеха стали решительность и целеустремленность рабочей группы на предприятии, включая непосредственно начальника отдела комплектации и специалистов отдела внедрения.

Кроме того, корпорация "Галактика" предоставила КВЗ определенные льготы на лицензии своего продукта, а специалисты "Галактики" работали оперативно.

Результаты проекта
Средствами системы "Галактика" удалось снять проблему неоправданно долгого хранения на складах покупных комплектующих изделий. До внедрения системы сроки хранения отслеживались вручную, а поскольку номенклатура изделий довольно большая, то возникновение ошибок и просчетов было вполне закономерно, что в итоге увеличивало затраты предприятия. Теперь учет комплектующих по срокам хранения и гарантии на них полностью ведется в "Галактике" – это позволяет оперативно получать информацию об остатках комплектующих на складах с заканчивающимися сроками хранения, производить адресный отпуск комплектующих с определенной серией и датой изготовления, с помощью специальных отчетов контролировать сроки хранения комплектующих.

Используя комплексную информационную систему, специалисты отдела комплектации получили возможность в реальном режиме времени вести учет контрактных обязательств, определять актуальные спецификации договоров с поставщиками, учитывать первичные документы на поставки и их оплату, оперативно получать справки о взаиморасчетах с контрагентами. Раньше, для того чтобы получить сведения по условиям договоров с поставщиками, приходилось изучать их бумажные копии, а за балансом взаиморасчетов обращаться в бухгалтерию, которая из-за высокой загруженности (связанной опять же с отсутствием автоматизации) выполняла эти запросы с большим опозданием. В результате высококвалифицированные сотрудники отдела комплектации тратили массу времени на рутинные операции, при этом возникали ошибки и задержки в поставках комплектующих, расхождения условий договоров с реальными поставками, что приводило к увеличению объемов незавершенного производства и сроков выполнения производственных заказов. Иногда легче было получить нужные данные непосредственно у поставщика, чем на собственном предприятии. После внедрения "Галактики" стало возможно своевременно заключать дополнительные соглашения с поставщиками на изменение спецификаций, обеспечить эффективное и бесперебойное снабжение завода необходимыми комплектующими, снизить объемы незавершенного производства и повысить экономическую эффективность деятельности предприятия.

Удалось добиться и снижения трудоемкости отпуска комплектующих в производство и контроля обеспечения производства. Выпускаемые сегодня вертолеты значительно отличаются друг от друга. До внедрения информационной системы на КВЗ комплектующие отпускались в производство на основании накладных, а спецификации заказов велись исключительно на бумаге. При этом в накладной не указывалось, для какого именно заказа отпускаются данные изделия. Учет велся вручную в специальных журналах. В такой ситуации постоянно возникали недопоставки или, наоборот, выдача лишних комплектующих, по документам невозможно было определить степень обеспеченности производственных заказов комплектующими изделиями.

В ходе выполнения проекта система "Галактика" была интегрирована с конструкторским программным обеспечением, с помощью которого на предприятии создаются ведомости покупных комплектующих изделий, что позволило выстроить единую систему управления. В настоящее время "Галактика" обеспечивает адресное обеспечение производственных заказов, контроль исполнения лимитно-заборных карт, а регистрация передачи комплектующих осуществляется только через соответствующие требования. Отпуск комплектующих контролируется по нормам, определенным в актуальной конструкторской документации на выпускаемые изделия. Все это сделало процесс обеспечения производственных заказов комплектующими абсолютно прозрачным.

На заводе нередко возникали ситуации, когда комплектующие изделия поступали в форме так называемых "неотфактурованных" поставок (задерживалась передача первичных документов, была неизвестна стоимость поставок и т.д.). Собранные вертолеты передавались заказчику, но документы на комплектующие передавались в бухгалтерию завода с большим опозданием, что исключало возможность применения эффективных схем налогообложения. Кроме того, при этом искажался учет обеспеченности производства. Внедренная система позволила контролировать аналогичные инциденты и вовремя требовать от поставщиков необходимые сопроводительные документы. В итоге значительно улучшился учет и были оптимизированы налоговые выплаты. "Галактика" позволила качественно изменить работу отдела комплектации и бухгалтерии предприятия.

Точное определение состава комплектующих позволило рассчитывать себестоимость каждого вертолета в объеме покупных комплектующих изделий и устранить проблемы с налоговым и бухгалтерским учетом. Появилась возможность прогнозирования затрат на закупку ПКИ и ведения оперативного учета их расходования. Целостная и оперативная картина состояния денежных средств по всем разрезам деятельности отдела комплектации позволяет легко обнаруживать затратные области и дает реальные рычаги для принятия управленческих решений.

КВЗ сегодня
Автоматизация учета и управления бизнес-процессами предприятия на базе системы "Галактика" повысила прозрачность движения товарно-денежных потоков и ускорили оборачиваемость материальных запасов. Дальнейшее развитие проекта даст дополнительный экономический эффект по целому ряду направлений:

  • уменьшение затрат на материально-техническое снабжение за счет организации детального учета и своевременного планирования потребностей предприятия в сырье и материалах, уменьшения неликвидных остатков на складах;
  • снижение себестоимости – благодаря эффективной организации управления, детальному и своевременному контролю всех элементов себестоимости и детализации ее составляющих;
  • усовершенствованный контроль движения финансовых ресурсов;
  • оптимизация финансового планирования, которую обеспечат автоматический учет взаимных обязательств, контроль над исполнением бюджета подразделениями всех уровней, а также планирование на основе реальных потребностей хозяйственных структур и фактических данных по исполнению бюджета;
  • оптимизация налогообложения;
  • уменьшение заемных средств – за счет более точного планирования финансовых потоков.
    В результате внедрения "Галактики" бизнес-процессы предприятия стали ясными и понятными. За счет использования управленческих информационных технологий удалось заставить работать так называемый "замороженный" капитал, образовавшийся из-за задержек исполнения договоров и отсутствия контроля за сверхнормативными запасами на складах. Выявить эти средства можно лишь с помощью корпоративной системы управления, объединяющей всю имеющуюся на предприятии информацию.

    В планах Казанского вертолетного завода – дальнейшая автоматизация работы средствами "Галактики" – бухгалтерского и налогового учета покупных комплектующих изделий; получения управленческих отчетов по обеспеченности производственных заказов комплектующими; расчета финансовых средств, необходимых для закупок комплектующих; финансового планирования и анализа; ведения платежных календарей на основе данных о потребностях производства; определения реальных приоритетов платежей; контроля целевого использования кредитных средств; расчета плановой и фактической себестоимости и некоторых других задач.

  • сетевой форум
    поиск
    подписка на журнал
    о сетевом