Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

КРОК: сеть для расплавленного металла

Переходные общественно-экономические процессы последних пятнадцати лет Орско-Халиловский металлургический комбинат (ОХМК) переживал трудно, отстав от средних по отрасли показателей развития на несколько лет. За это время у предприятия несколько раз менялись владельцы, и только в 2001 году, когда контроль над комбинатом получили компания "Базовый элемент" и группа Алишера Усманова, был взят твердый курс на модернизацию, затрагивающую не только основные средства производства, но и ресурсы автоматизации. Весь 2002 год ушел на создание условий, способствующих реализации этой стратегии, после чего на предприятии развернули проект стоимостью в несколько миллионов долларов по построению корпоративной локальной вычислительной сети (ЛВС).

Компания "Уральская сталь" (Орско-Халиловский металлургический комбинат, г. Новотроицк Оренбургской обл.) – один из крупнейших российских производителей высококачественного проката, различных сортов стали, единственное в мире предприятие, выпускающее хромоникелевый природно-легированный чугун, – ныне занимает четвертое место в России по объемам производства листового проката. Преодолевать накопившееся отставание, а тем более решать бизнес-задачи перспективного развития комбинат не смог бы, не имея единого информационного пространства, охватывающего все расположенные на обширной территории подразделения – цеха, управления, коммерческие представительства. Чтобы обеспечить управляемость компании как единого организма, необходимо было все территориально распределенные объекты, являющиеся как источниками первичной информации, так и субъектами управления, подключить к информационной инфраструктуре. Поэтому построение корпоративной сети передачи данных стало определяющим для дальнейшей работы по внедрению интегрированных систем планирования, управленческого контроля, бюджетирования и других элементов общей системы автоматизации.

В качестве сетевого интегратора в стратегической модернизации "Уральской стали" принимает участие компания КРОК, взявшая на себя задачу построения корпоративной ЛВС комбината, которая должна объединить передачу данных и телефонную связь. Проект стартовал в 2003 году, а перед этим КРОК победил в объявленном комбинатом тендере.

Параллельно с построением корпоративной ЛВС был запущен процесс модернизации основного производства, в ходе которого закупается современное интеллектуальное оборудование для сталеплавильных цехов. Это оборудование тоже должно быть подключено к сети передачи данных, которая станет инфраструктурной подложкой под усовершенствованные основные технологические процессы комбината.

Фронт работ оказался значительным. До начала проекта единой информационной сети на комбинате не существовало, были только отдельные ее фрагменты, на старых медных проводах и давно устаревшем оборудовании, низкоскоростные и малонадежные. Сеть бухгалтерии, построенная на технологии двадцатилетней давности – "тонком" Ethernet, функционировала автономно, без связи с другими сетевыми фрагментами. В старой сети использовались и современные технологии SDSL и ADSL, но качество телефонных линий, проложенных еще в конце тридцатых годов прошлого века, не позволяло реализовать максимальные для них скорости. Оптоволокном в прежней ИТ-инфраструктуре комбината были связаны только два размещенных в непосредственном соседстве друг с другом сервера. Из-за нехватки средств некоторые прикладные ИТ-системы разрабатывались ИТ-специалистами компании "на коленке". Эти решения в свое время закрыли насущные проблемы завода, но оказались сильно ограниченными в технологической перспективе. Отсутствие современной целостной сети передачи данных не позволяло внедрять современные и ставшие уже привычными для многих российских металлургических предприятий автоматизированные системы управления финансами, планирования производства, складского учета, в которых комбинат ощущает острую потребность. Кроме того, из-за частых аварий на линиях связи увеличилась опасность травм персонала, обслуживающего устаревшую сеть. Ситуацию нужно было менять оперативно, и локомотивом модернизации стала позиция новых акционеров.

В отставании от конкурентов были и свои позитивные моменты, стимулирующие ход проекта: с одной стороны, руководство комбината хотело преодолеть его одним прыжком, а с другой – опыт уже реализованных в отрасли проектов снимал многие ценовые и технологические вопросы, позволял избежать многих ошибок.

Технически проект был поделен на три этапа. Сначала сеть должна была соединить те участки, которые руководство определило как приоритетные. В первый этап были включены бизнес-процессы конечной стадии хозяйственного цикла предприятия, а именно контроль отгрузки. Предстояло организовать качественную связь между складами готовой продукции и административно-техническим комплексом, чтобы предоставлять онлайновую информацию об отгрузках менеджерам и бухгалтерам и одновременно повысить оперативность восстановления данных на самых важных серверах. Последующие два этапа должны охватить все остальные процессы: второй – основную переработку, а третий – склады сырья и материалов и первичную обработку сырья (литье чугуна, его обкатку и т.п.).

Исходя из масштабов предприятия (площадь комбината – около 50 кв. км) было выбрано гибридное топологическое решение: основные участки производства соединить кольцом (на самых ответственных участках – двойным), а для других критически важных объектов осуществить резервирование соединений по двум маршрутам, проходящим разными трассами. Таким образом сеть резервируется на всех критических участках.

Проанализировав потребности и финансовые возможности заказчика, КРОК выбрал для проекта оборудование Cisco Systems, обеспечивающее необходимое соотношение цена/надежность. Было решено использовать серию коммутаторов Сisco Catalyst 4500: в роли центрального – Catalyst 4507 с резервированным модулем управления, а в точках лучевых соединений с кольцом – Catalyst 4503. Доступ в зданиях был организован на коммутаторах Сisco Catalyst 2950 (см. схему). Между объектами, отстоящими друг от друга по кольцу не более чем на 10 км, был проложен одномодовый оптический кабель, а внутри объектов построена структурированная кабельная система на витой паре категории 5е. В административно-техническом комплексе (11 этажей, два крыла) в качестве этажных коммутаторов использованы Cisco Catalyst 3550-12G, которые подключаются двойными гигабитными каналами по многомодовому оптическому кабелю к центральному и резервному коммутаторам Catalyst 4507R. Этажные коммутаторы доступа серии Catalyst 2950 подключаются гигабитными соединениями по многомодовому оптическому кабелю к Cisco Catalyst 3550-12G.

Надежность работы сети первой очереди составляет 99,99 %. Этот показатель будет обеспечен и для всей сети. В течение трех лет КРОК в соответствии с договором будет выполнять бесплатную замену сетевого оборудования при возникновении неисправностей.

Специалисты КРОКа выступали не только как исполнители проекта, но и как консультанты, мнение которых в технических вопросах было определяющим. Они убедили руководство комбината в том, что порой дешевле обеспечить необходимую избыточность по уже существующим коммуникациям, нежели прокладывать новые каналы, поскольку земельные работы даже на подведомственной территории сложны и дороги. Поэтому при проектировании сети была проведена большая работа по использованию в новой схеме существующей канализации. За полтора месяца предпроектного обследования сотрудники КРОКа собственными ногами измерили всю обширную территорию комбината. Было определено, где стоит организовать новые каналы, где кабели лучше вести по воздуху, а где крепить их к стенам, где предпочтительнее строить эстакады, выдерживая при этом в условиях работающего предприятия нормы безопасности. Оптимальные решения вырабатывались при активном привлечении специалистов заказчика, чье знание особенностей функционирования и структуры предприятия было незаменимо.

Проектная команда, состоявшая из представителей заказчика и исполнителя, включала полтора десятка менеджеров. Возглавил проект директор по развитию и инвестициям комбината Сергей Кидяев.

На этапе обсуждения будущей сети как мультисервисного решения, объединяющего передачу данных и голоса, заказчик пришел к выводу, что нужно менять организационную структуру ИТ-службы комбината. К началу проекта на предприятии существовали две эксплуатационные структуры: телефонисты и структура обслуживания сети данных. Руководством комбината был назначен внутренний заказчик проекта, отвечающий за объединенный мультисервисный ресурс и за работу сети после ее ввода в эксплуатацию. Несмотря на то что все специалисты работали в единой команде, зоны ответственности были четко разделены: сетевики отвечали за сетевые структуры, а телефонисты – за телефонию. Регулярно, раз в месяц, проводились заседания в московском офисе компании КРОК или на комбинате в Новотроицке. Налаженное вскоре гибкое взаимодействие между участниками проекта позволило избежать ненужных формальностей, не "забюрократизировать" процесс и закончить первый этап менее чем за три месяца, в установленный календарным планом срок – в конце февраля 2004 года.

Следующие этапы проекта планируется выполнять в течение 2004–2005 годов.

* * *


За последние три года комбинат восстановил утраченные позиции на рынке, увеличил объемы производства, переместился в рейтингах российских металлургических предприятий из второго десятка на седьмую позицию. Не в последнюю очередь быстрые темпы развития обусловлены эффектом от проектов по автоматизации технологических процессов и управлению предприятием, внедрение которых становится возможным благодаря построению сетевой инфраструктуры.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом