Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

"Альвис-Сети": телефонная инфраструктура для торгового центра

Компания "Альвис-сети" – системный интегратор, специализирующийся в области построения современных телекоммуникационных систем: традиционные УАТС и УПАТС, VоIP-решения, микросотовые системы связи на основе технологии DECT, приложения компьютерной телефонии (CTI) и другие технологии, призванные обеспечивать современному предприятию высокую функциональность его телекоммуникационной инфраструктуры. Среди других направлений деятельности – построение высокоскоростных локальных и распределенных сетей передачи данных, комплексных систем передачи звуковой и видеоинформации, а также систем физической безопасности (контроль доступа, охранная сигнализация, видеонаблюдение и т.д.), базирующихся преимущественно на цифровой технологии.

В проекте, о котором пойдет речь, компания выступала в качестве субподрядчика; в ее задачи входили поставка, программирование, настройка и последующее сопровождение комплекса телефонного оборудования на основе УАТС AVAYA DEFINITY для вновь возводимого здания торгового центра. В настоящее время центр достроен и успешно эксплуатируется заказчиком.

Задача
Генеральным подрядчиком в данном проекте выступала компания-интегратор "СМ Трэйд", работающая в области автоматизации и обеспечения безопасности торговых предприятий. Она известна как поставщик учетного и управленческого ПО, систем видеонаблюдения и защиты от краж, оборудования для маркировки и этикетирования товаров и т.п. Построение системы телефонной связи предприятия, которая представляет собой инструмент общего характера, применяемый в любом бизнесе, не является для "СМ Трэйд" профильным направлением. Поэтому компания предпочла передать соответствующую часть работы на субподряд, выбрав в качестве исполнителя ООО "Альвис-сети".

В четырехэтажном торговом центре планировалось размещение нескольких магазинов различной специализации. На двух нижних этажах должны были сложным образом расположиться их торговые залы, на двух верхних – офисы, оперативные склады и другие подсобные помещения. Ряд магазинов принадлежал торговым сетям, в том числе и очень крупным.

В общей сложности требовалось обеспечить подключение около 500 внутренних телефонных номеров с возможностью дальнейшего увеличения их количества на треть. При этом каждому магазину были необходимы:

  • внутренняя связь в пределах здания и на прилегающей территории;
  • подключение к собственной корпоративной телефонной инфраструктуре, объединяющей магазины данной торговой сети;
  • выход в городскую телефонную сеть (МГТС);
  • для сокращения расходов на междугородные звонки – выход на соединительные линии стандарта VoIP оператора IP-телефонии.
    Масштаб и сложность проекта обуславливали использование современной телефонной станции высшего класса, и Генеральным подрядчиком была выбрана УАТС DEFINITY производства компании AVAYA.

    При программировании станции инженеры компании "Альвис-сети" руководствовались подробным техническим заданием, составленным совместно с представителями "СМ Трэйд". Сотрудники "СМ Трэйд" понимали задачу на содержательном уровне, так что инженерам "Альвис-сетей", проектирующим телефонную связь объекта, не потребовалось вдаваться в детали распределения площадей между арендаторами – они оперировали такими понятиями, как порты, абонентские розетки, маршруты прохождения звонков, распределение номерного плана, трафика и т.п.

    Этапы проекта
    Реализация проекта включала в себя четыре этапа.

    На первом специалисты ООО "Альвис-сети" осуществили поставку, пуско-наладку и программирование УАТС DEFINITY, а также ее подключение к МГТС и – по IP-каналу – к одному из московских провайдеров услуг VoIP. Предварительно в здании была смонтирована структурированная кабельная система.

    На втором этапе, несколько отстоявшем от первого по времени, оператор связи ("Голден Лайн") подал в торговый центр поток E1 из Санкт-Петербурга. Этот поток также был включен в установленную УАТС, а петербургские номера – в общий номерной план торгового центра, где все они для удобства заказчика начинаются с цифры "8" – по очевидной аналогии с кодом города.

    На третьем этапе к УАТС была подключена интеллектуальная платформа компьютерной телефонии (CTI) от независимого производителя. С ее помощью инженеры "Альвис-сетей" реализовали необходимые заказчику специфические функции управления трафиком, которые невозможно было обеспечить программированием DEFINITY.

    Четвертый этап – это техническое сопровождение готовой системы, включающее как профилактическое, так и экстренное обслуживание. Специалисты "Альвис-сетей" регулярно выезжают в торговый центр и обследуют телефонную сеть для ранней диагностики неисправностей. Договор предусматривает также разовые вызовы инженеров по обслуживанию телефонной станции при возникновении проблем. Если происходит авария, затрагивающая жизненно важные компоненты системы, оборудование заменяется в течение нескольких часов. Если же проблема не срочная – допустим, отдел переезжает из комнаты в комнату и требуется перепрограммировать станцию, – время реакции, разумеется, больше, но заказчика полностью устраивает такой подход, поскольку пропорционально снижается и стоимость обслуживания подобных запросов.

    Особенности решения
    УАТС DEFINITY выпускается в трех конструктивах – CMC, SI и G3R. Разработчики решения остановились на первой, самой компактной модели, для которой максимальное количество портов равно 600. В настоящее время задействовано около половины всей емкости станции (250 внутренних линий и три потока Е1). При необходимости подключить дополнительные телефонные аппараты, внешние потоки и т.д. достаточно будет докупить интерфейсные платы на нужное количество портов соответствующего типа и вставить их в свободные слоты УАТС.

    Для всех организаций, использующих станцию, поддерживается единый номерной план; при этом их сети разграничены. Иначе говоря, абонент может без выхода в телефонную сеть общего пользования позвонить, набрав четырехзначный номер, сотруднику своей фирмы, причем независимо от того, находится ли он в том же здании или в другом. Однако с сотрудником другой компании, даже сидящим в соседней комнате, он сможет связаться по телефону только через ТфОП. На базе станции организовано несколько корпоративных центров обработки вызовов, которые, естественно, работают совершенно независимо друг от друга. Они обеспечивают управление очередями, удержание звонков, их переадресацию и другие необходимые функции.

    Управление очередями реализовано и для исходящих вызовов. Пропускная способность внешних каналов не бесконечна, и если, например, сразу нескольким абонентам, работающим в здании, потребуется одновременно связаться через корпоративную сеть с коллегами в Петербурге, линий может не хватить на всех (для этой связи используется один поток Е1 емкостью 30 соединительных линий). Тогда пользователи ставятся в очередь, и тот, кто ждал дольше всех, попадает на первую освободившуюся линию. Предусмотрено также первоочередное обслуживание определенных сотрудников – очевидно, тех, телефонные переговоры которых наиболее важны для их компаний. Вызовы с их номеров попадают на первую освободившуюся линию независимо от того, сколько человек уже ждут в очереди.

    Все здание вместе с прилегающей территорией (на которой расположены автостоянки, подъездные пути для грузовиков и другие объекты) было покрыто микросотовой радиотелефонной сетью стандарта DECT, также производства компании AVAYA. По требованию заказчика часть поставленных ему радиотрубок была специального типа – с единственной кнопкой, программируемой на определенный номер. Такие аппараты могут использоваться на складах для оперативной связи работников с диспетчером.

    Для удешевления междугородной и международной связи станцию посредством нескольких IP-каналов подключили к оператору IP-телефонии, и для этих каналов был организован постоянный мониторинг качества связи. В большинстве случаев междугородный звонок осуществляется по следующей схеме: при наборе номера в другом городе абонент автоматически выходит на IP-канал, но если мониторинг обнаруживает слишком высокий уровень помех, разговор так же автоматически переводится в канал TDM. Это происходит без разрыва соединения – говорящий слышит переключение как щелчок в трубке, после которого качество меняется в лучшую сторону. Для определенных категорий сотрудников предусмотрены звонки только по IP-телефонному (самому дешевому) или, наоборот, только по обычному (самому качественному) каналу.

    Взаимодействие в рамках большого проекта
    С технической точки зрения проект не представлял особой сложности для специалистов "Альвис-сетей": все примененные в нем решения хорошо известны и неоднократно успешно реализованы. Некоторой проблемой оказалось сопряжение корпоративных сетей в Москве и Санкт-Петербурге – сначала его пытались организовать по иерархической цепочке через Генерального подрядчика и представителей конечного заказчика в обоих городах, но обнаружилось, что через такое количество промежуточных звеньев согласовать параметры каналов практически невозможно. После того как было принято, по-видимому, единственно правильное решение – позволить телефонистам общаться непосредственно друг с другом, это удалось сделать безо всякого труда.

    Существовала и другая цепочка, которую, в отличие от предыдущей, никак нельзя было обойти: корпоративные сети в Москве и Петербурге были подключены к местным операторским сетям, а те взаимодействовали друг с другом через сеть федерального оператора. Со всеми тремя необходимо было договориться о согласовании определенных параметров; это потребовало немалых усилий, и специалисты "Альвис-сетей" считают, что вправе гордиться достигнутым результатом – переговоры были проведены, проект успешно завершен и сдан заказчику.

  • сетевой форум
    поиск
    подписка на журнал
    о сетевом