Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

В нужном месте и с нужным качеством
Холдинг Голден Телеком – российский провайдер интегрированных телекоммуникационных услуг и интернет-услуг – делится опытом использования технологии беспроводной связи для обслуживания своих клиентов. Чтобы обеспечить телефонную связь, доступ в интернет, услуги передачи данных, организовать ЛВС, эти технологии задействуются как на магистральных участках опорной сети оператора, так и на участке "последней мили".


Технология – не самоцель, а путь к клиенту
Мультисервисный оператор связи "Голден Телеком", крупный альтернативный провайдер интегрированных услуг по передаче голоса и данных, а также интернет-доступа в самых больших городах России и стран СНГ, по праву гордится широким спектром услуг, которые он готов оказать заказчику любого масштаба. Чтобы обслужить клиента в нужном месте и с нужным качеством, холдинг использует разные технологии связи, в том числе и беспроводные.

Выделить среди них какую-то одну – приоритетную, наиболее востребованную – сложно по той простой причине, что выбор конкретного технологического решения определяется параметрами заказчика: его расположением, размерами бизнеса, а главное – его требованиями к услугам связи. Поскольку стратегическая задача заключается в том, чтобы удовлетворить потребности в связи максимально большого круга клиентов, холдинг не специализируется на какой-то одной технологии и беспроводной доступ считается всего лишь одним из способов доставки услуг. При этом набор соответствующих технологий должен быть таким, чтобы удовлетворить любого пользователя – начиная от владельца одного-двух телефонов и заканчивая заказчиком с мощными запросами по телефонии и с выделенным высокоскоростным доступом в интернет.

У холдинга есть собственная опорная волоконно-оптическая межрегиональная сеть, позволяющая его специалистам использовать беспроводные технологии на магистральных участках и на участке "последней мили" в тех случаях, когда по каким-то причинам проводной доступ просто невозможен или экономически невыгоден. Вот туда-то и доставляются услуги "по радио".

Как правило, побудительным мотивом обращения к беспроводным технологиям становится географическое положение клиента: это – естественное решение, когда здание, которое требуется подключить, находится на значительном удалении от ближайшего узла проводной сети оператора, но внутри области покрытия его радиосети. Не стоит забывать и про экономические причины: все клиенты стараются бережно расходовать свои средства, к тому же среди них есть и мелкие фирмы со стесненным бюджетом, и физические лица. Поэтому случается, что даже в тех местах, где проводная операторская сеть холдинга позволяет предоставить клиенту доступ, но клиент не готов его оплачивать (например, ему нужно ограниченное количество телефонов и он может обходиться низкоскоростным подключением к интернету), ему предлагаются беспроводные варианты подключения. Такая ситуация характерна для располагающихся в черте города малых и средних компаний или офисов, к которым удобно сделать радиоотвод от магистральной сети оператора для подключения, например, небольшого числа (до десяти) телефонов. Сеть радиодоступа "Голден Телеком" покрывает большую часть Москвы и часть Московской области.

Арсенал беспроводных решений
Однако если говорить о беспроводном доступе, то крупный город не является характерным местом для его применения. В удаленных районах, где коммуникации устарели или вообще отсутствуют, используется технология VSAT в С и Ku диапазонах, поскольку у компании имеется большая междугородняя спутниковая сеть.

Оборудование для беспроводного доступа выигрывает в ценовом состязании с проводным, и тем не менее его не следует относить к разряду дешевого – прежде всего это относится к малым земным станциям спутниковой связи типа VSAT. Но и здесь ситуация с ценами начала существенным образом улучшаться.

Для предоставления беспроводного доступа на сети оператора его специалисты используют разные технологии, и в каждом конкретном случае выбор определяется потребностями клиентов в тех или иных услугах связи.

Система Airloop, в которой используется оборудование компании Lucent Technologies, работает по технологии множественного цифрового беспроводного доступа с кодовым разделением методом прямой последовательности (DS-CDMA); она позволяет предоставлять заказчику от одной до восьми абонентских телефонных линий и коммутируемый доступ в интернет. Это решение интересно малым и средним предприятиям, а также физическим лицам.

Система WALKair компании Siemens представляет собой решение более высокого класса – широкополосный беспроводной доступ “точка – много точек". Она ориентирована на крупных клиентов. На базе этой технологии "Голден Телеком" предоставляет “последнюю милю" клиентам, находящимся в городской черте или за ее пределами и нуждающимся как в услугах высокоскоростной передачи данных и голоса, так и в выделенных каналах связи.

Широкополосный доступ для беспроводных клиентов и подключение удаленных клиентов к кабельной сети по технологии 802.11 можно организовать с использованием оборудования Cisco Aironet.

Популярно решение на базе маршрутизаторов Revolution, которые производит компания "Комптек". С его помощью для клиентов в основном организуется выделенный доступ в интернет в широком диапазоне – от 64 кбит/с до 2 Мбит/с.

Кроме оборудования вышеназванных производителей применяется техника компаний Anacom, Prodelin и др. Все эти технологии и виды оборудования предназначаются для решения различных задач, используются на различных участках сети и работают в разных частотных диапазонах. Например, оборудование Airloop работает в полосе частот 3,4 – 3,6 ГГц, Cisco Aironet в диапазоне 2,4 – 2,4897 ГГц, оборудование Siemens – в диапазоне 10,5 ГГц, а оборудование Revolution использует для работы диапазоны в полосе 2,4 ГГц и 5,2 ГГц.

Нет качества – нет услуги
"Голден Телеком" поддерживает сквозной уровень качества услуг на проводных и беспроводных решениях. У компании есть четко сформулированные требования к качеству телефонии и доступа в интернет, а каким транспортом услуги доставляются – неважно.

Развертывание радиосети или радиолинии не всегда занимают меньше времени, чем в случае прокладки кабелей: на этапе планирования нужно максимально точно учесть радиоэлектронную обстановку и правильно рассчитать зоны покрытия; время уходит на тестовые замеры, уточнения и оптимизацию.

Беспроводной доступ трудно привязать к специфике потребностей в передаче данных каких-то отдельных видов бизнеса. Скорее его использование может быть обусловлено местоположением заказчика, территориальной распределенностью его деятельности, необходимостью поддерживать мобильные объекты, а все это встречается в самых разных сферах деловой активности.

Любая технология беспроводного доступа зависит от места расположения клиента и свойств окружающих его объектов. Конечно, радиоканал менее защищен от помех, чем кабель: например, неожиданное появление на его пути башенного крана способно нарушить связь. В клиентских контрактах оговаривается гарантируемое качество услуг, которое не может быть ниже фирменного уровня обслуживания оператора Голден Телеком. И если при обследовании потенциального заказчика выясняется, что требуемое качество объективно невозможно на выбранной им технологии, то клиенту может быть отказано в этом способе предоставления услуги.

В контрактах обязательно оговаривается время реагирования на обращения клиента, связанные с ухудшением качества связи ниже оговоренного предела. Есть стандартные процедуры отработки таких обращений. В критических случаях речь может идти даже об уменьшении оплаты из-за возникших перерывов в связи. Если ухудшающие качество обслуживания обстоятельства возникают по неустранимым и не очевидным во время инсталляции канала причинам, то предусматривается расторжение договора об указании услуг. Но это предельный случай – компания прилагает все усилия, чтобы сохранить клиенту сервис: меняется рабочая частота, организуется переход на другие технологии. Однако в любом случае сервис должен соответствовать корпоративной планке качества.

Как правило, с клиентами заключаются типовые договоры, в которых определяется и уровень качества сервиса. В обязательном порядке указываются коэффициент доступности услуги, определяемый как суммарное время перерывов в обслуживании за один месяц, и время реакции на заявку клиента. В зависимости от услуги могут быть введены и дополнительные критерии. По желанию заказчика оператор готов заключить с ним дополнительное соглашение об уровне обслуживания (SLA). Для предупреждения ситуаций, снижающих качество услуг ниже оговоренного в соглашении, ведется постоянный мониторинг сети.

Как основа для обслуживания клиентов в холдинге используются проводные сети. Но и беспроводными решениями передачи данных компания занимается на протяжении уже нескольких лет. Увеличивается число и тех проектов, в которых они используются как средство для самостоятельных подключений, и тех, что идут в рамках комплексных решений по построению сетей связи крупных клиентов. "Голден Телеком" расширяет и совершенствует пакет услуг, опирающихся на новые беспроводные технологии.

Материал подготовил Валерий Васильев

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом