Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

TopS BI: система управления рабочими местами для ЗАО “Джи Эм­АВТОВАЗ”

ЗАО “Джи Эм­АВТОВАЗ” – совместное предприятие компаний General Motors, автоваз и европейского банка реконструкции и развития – было создано в августе 2001 года. Через 13 месяцев, 23 сентября 2002­го, состоялась церемония открытия производства, и с конвейера нового завода сошел первый автомобиль “Шевроле Нива”, а ровно через два года, 23 сентября 2004­го, – “Шевроле Вива”. В 2002 году было собрано 456 автомобилей, в 2003­м – 25 235, в 2004­м – 55 150. За 2005 год также планируется выпустить немногим более 55 тыс. машин, а когда готовился этот материал, завод торжественно отметил производство своего 100­тысячного автомобиля

Журналисты, побывавшие в цехах “Джи Эм­АВТОВАЗ”, поражаются чистоте (операторы на конвейере работают в форменных белых рубашках!), отсутствию шума и доскональной, вплоть до последней мелочи продуманности буквально всех операций. Это настоящий автозавод XXI века – один из самых современных в России и во всем мире. Управление им основано на передовых принципах и реализуется с применением новейших технологий. Всю деятельность предприятия контролирует полнофункциональная ERP­система SAP R/3, базирующаяся на мощной информационной инфраструктуре (ИИС).

Чтобы гарантировать бесперебойную работу SAP и других приложений, критичных для бизнеса “Джи Эм­АВТОВАЗ”, ИИС должна обладать высокой надежностью, управляемостью, а также способностью быстро адаптироваться к изменению условий. Она планомерно развивается вместе с самим производством, и в настоящее время ИТ­подразделение завода приступило к реализации масштабного проекта по построению для ИИС комплексной управляющей системы на основе рекомендаций ITSM и ITIL. Здесь мы рассмотрим первый, уже завершенный этап этого проекта – внедрение системы управления рабочими местами и серверами (СУРМС), осуществленное компанией TopS BI. В дальнейшем планируется обеспечить централизованный контроль и мониторинг ERP­системы, корпоративной почтовой службы, интернет­сервисов, ЛВС и других составляющих информационно­коммуникационной системы.

Задача
Сегодня в административном корпусе завода установлено около 350 автоматизированных рабочих мест (АРМ) SAP R/3 и 15 PC­серверов; в будущем количество настольных систем (ПК) может еще вырасти. Естественно, единое управление всеми АРМ и ПК позволяет свести к минимуму их простои при сбоях программного или аппаратного обеспечения, а от того, насколько быстро удастся восстановить работоспособность ИИС, прямо зависит непрерывность работы бизнес­приложений ERP и самого сборочного конвейера.

В качестве платформы для построения СУРМС было выбрано комплексное решение американской компании Altiris, включающее систему Altiris Client Management Suite для управления рабочими станциями пользователей и Altiris Server Management Suite для управления серверами. Выбор основывался на результатах сравнительного тестирования нескольких программных систем, которое ИТ­специалисты “Джи Эм­АВТОВАЗ” провели в конце 2004 года: испытания показали, что системы Altiris полностью удовлетворяют требованиям предприятия по функциональности, быстродействию и другим техническим характеристикам, отличаются относительной простотой внедрения и эксплуатации, а кроме того, допускают интеграцию с системами сторонних производителей для управления ИТ­инфраструктурой и организации диспетчерских служб. Дополнительным фактором, обусловившим выбор, стало то, что решения Altiris приняты как один из корпоративных стандартов для управления АРМ и серверами в компании General Motors, входящей в число учредителей ЗАО “Джи Эм­АВТОВАЗ”.
Предлагаемая СУРМС технология централизованного распространения ПО и программных обновлений позволила перейти от их установки на каждую систему в отдельности к инсталляции на заранее определенные или динамически формируемые группы АРМ. Если же сконфигурированные программы и пользовательские настройки нужно полностью перенести с одного АРМ на другое, в решении Altiris предусмотрена функция замены ОС или аппаратных платформ с сохранением установленного ПО и персональных настроек пользователей

Конкурс на право выступить исполнителем проекта выиграла компания TopS BI, которая сотрудничает с “Джи Эм­АВТОВАЗ” с 2002 года. В 2003 году TopS BI стала первым в России сертифицированным партнером Altiris, а в 2004­м, выполнив для российских предприятий и организаций ряд проектов на базе систем американского разработчика, она получила от него статус “золотого партнера” (Gold Partner).

Решение
В нынешнем феврале специалисты TopS BI приступили к работам по внедрению системы управления жизненным циклом рабочих станций на базе решения Altiris Client Management Suite. Она должна была реализовать централизованный контроль АРМ пользователей (персональных компьютеров) и удаленное управление ими в рамках существующей ИТ­инфраструктуры “Джи Эм­АВТОВАЗ”.

Компонентами решения являются программная серверная платформа, набор функциональных модулей и набор системных агентов, устанавливаемых на клиентские рабочие места (см. рисунок). Все функциональные модули реализованы на базе единой программной платформы – сервера зоны обслуживания Altiris Express Notification Server. Это обеспечивает единство методов управления и представления данных. Администрирование осуществляется через консоль, представляющую собой Web­интерфейс.

Выполнение проекта началось с обследования предприятия, за которым последовали разработка технического задания на создание СУРМС и проектирование системы. Затем в соответствии с проектом СУРМС был создан ее прототип, на котором специалисты TopS BI отработали типовые процедуры дистанционного управления, проверили и откорректировали принятые технические решения.

Обследование показало, что АРМ пользователей в “Джи Эм­АВТОВАЗ” функционировали под управлением разных операционных систем и имели различные версии ПО, многие из которых требовали обновлений. Таким образом, одной из задач проекта стала унификация ПО, установленного на рабочих станциях, и организация своевременного обновления его версий.

Всесторонняя инвентаризация, проводимая СУРМС, позволила определить, какие программные продукты на рабочих местах требуют замены и на каких компьютерах для этого необходимо обновление компонентов (расширение памяти, дискового пространства). Предлагаемая СУРМС технология централизованного распространения ПО и программных обновлений позволила перейти от их установки на каждую систему в отдельности к инсталляции на заранее определенные или динамически формируемые группы АРМ. Если же сконфигурированные программы и пользовательские настройки нужно полностью перенести с одного АРМ на другое, в решении Altiris предусмотрена функция замены ОС или аппаратных платформ с сохранением установленного ПО и персональных настроек пользователей.

Рисунок 1. Управление рабочими местами на заводе Джи Эм­АВТОВАЗ


Всю информацию об ИТ­ресурсах компании СУРМС хранит в единой базе данных, где фиксируются любые изменения аппаратной и программной конфигурации АРМ, так что их можно оперативно отслеживать. Кроме того, ИТ­подразделение автозавода получило возможность контролировать использование ПО, установленного на рабочих местах сотрудников, – это позволяет управлять политикой лицензирования программных продуктов и более рационально распределять дисковое пространство.

Благодаря процедуре удаленного управления, ИТ­специалисты “Джи Эм­АВТОВАЗ” смогли отказаться от локального администрирования и перейти к дистанционному решению проблем пользователей. Информационная безопасность при этом обеспечивается распределением прав доступа и зон ответственности администраторов, пользовательским подтверждением сеанса удаленного управления и протоколированием событий в журнале системы.

На втором этапе проекта специалисты TopS BI развернули на предприятии полнофункциональную СУРМС, подключив к ней все рабочие места пользователей и PC­серверы. АРМ пользователей SAP R/3 были обеспечены поддержкой и обслуживанием в первую очередь, остальные – вслед за ними.

В мае проект был завершен, система переведена в продуктивный режим эксплуатации. Таким образом, весь цикл работ от предварительного обследования до запуска в промышленную эксплуатацию занял менее трех месяцев.

Результаты
В настоящее время СУРМС поддерживает до 350 рабочих мест и около 15 серверов, создана единая точка контроля и управления ИТ­ресурсами. Выполнена полная инвентаризация программно­аппаратных средств всех АРМ завода и сформирована база данных по ИТ­ресурсам. Осуществляются функции начального развертывания, централизованного распространения и обновления ПО на АРМ пользователей, а также удаленного управления и контроля конфигураций рабочих станций с отслеживанием всех изменений.

Благодаря СУРМС ИТ­службы предприятия могут оперативно локализовать проблемы на АРМ и серверах. В результате уменьшились простои и потери рабочего времени персонала, повысилась доступность критичных бизнес­приложений завода. Использование решения Altiris позволило значительно снизить экономические издержки и трудозатраты на сопровождение информационно­вычислительного комплекса и управление им, а также планировать инвестиции в его развитие.

ИТ­стратегия “Джи Эм­АВТОВАЗ”, как уже говорилось, предполагает построение комплексной управляющей системы, и установка СУРМС была первым этапом этого проекта. Следующим шагом в области управления ИИС должно стать создание интегрированной системы ее мониторинга на основе HP OpenView. Мониторинг позволит полностью контролировать ИИС, динамично ее адаптировать к условиям бизнеса и производства и, самое важное, обеспечит надежную работу всех бизнес­подразделений предприятия.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом