Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

TopS BI: модернизация мультисервисной сети автодилера

  Системный интегратор широкого профиля TopS BI работает с ООО “СП Бизнес Кар” – официальным дилером Toyota Motor Corporation в России – с 1998 года. Уже тогда руководство “СП Бизнес Кар” взяло курс на создание и поддержку информационной инфраструктуры, которая объединила бы все объекты предприятия. Силами TopS BI для него была построена корпоративная мультисервисная сеть на базе технологии ATM, объединяющая передачу данных и внутреннюю телефонную связь по единым физическим каналам. В то время построение мультисервисных сетей с передачей по одному и тому же каналу голоса и данных было в России делом относительно новым, а АТМ – единственной технологией, отвечавшей всем требованиям “СП Бизнес Кар”

Постепенно компания расширялась, открывала новые направления, а вместе с ней росла и ее корпоративная сеть, увеличивался трафик. Технологии тем временем тоже не стояли на месте, в частности, активно разрабатывались методы передачи голосовой информации поверх протокола IP (Voice over IP, VoIP), обеспечивающие широкие возможности масштабирования сетей. И когда в 2004 году обсуждалась стратегия дальнейшего развития сети “СП Бизнес Кар”, специалисты TopS BI и заказчика приняли решение перестроить архитектуру сети и перевести речевые коммуникации на новую технологию – VoIP.

Задача
В настоящее время “СП Бизнес Кар” владеет в Москве тремя дилерскими центрами по продаже и техническому обслуживанию автомобилей Toyota (“Тойота-Центр Лосиный Остров”, “Тойота-Центр Битца” и “Тойота-Центр Серебряный Бор”) и одним дилерским центром Lexus. В структуру компании входят также подразделения по продаже и техническому обслуживанию индустриального оборудования Toyota, аренде автомобилей, реализации запчастей, аксессуаров и лакокрасочных материалов. В ее ближайших планах – двукратное увеличение количества автомобильных дилерских центров в Москве и открытие представительств в других городах России.

Распределенная корпоративная сеть “СП Бизнес Кар” сразу строилась как мультисервисная, т.е. обеспечивающая передачу голоса и данных. Одни и те же каналы, арендуемые у провайдера (компании “МТУ-Информ”, позднее вошедшей в “Комстар – объединенные телесистемы”), служат как для телефонной связи, так и для передачи информации, которую использует корпоративная компьютерная система, автоматизирующая основные виды деятельности автодилера: продажу автомобилей, учет запчастей, заказов, управление сервисным обслуживанием и ремонтом автомобилей и др. Старая сеть компании была организована по схеме соединения “каждый с каждым”, что позволяло добиться требуемой надежности. Однако с развитием бизнеса все основные информационные ресурсы предприятия сосредоточились в центральном офисе, в результате чего встал вопрос о пересмотре транспортной архитектуры.

В конце 90-х годов, когда создавалась сеть “СП Бизнес Кар”, технология ATM была самым совершенным из доступных средств обеспечения мультисервисности. Она пользовалась большой популярностью и считалась очень перспективной. Однако с появлением новых технологий ATM утратила прежнее значение. Лишь немногие производители продолжают выпускать дорогостоящее ATM-оборудование, спрос на него уменьшается. Провайдеры постепенно сокращают свои ATM-каналы, так как их поддержка требует значительных затрат, да и заказчики не склонны ими пользоваться, в первую очередь из-за высокой арендной платы. Данный случай не стал исключением: и “Комстар-ОТС”, и “СП Бизнес Кар” с готовностью отказались от прежнего решения в пользу более простой схемы с использованием прозрачных каналов “точка – точка” и передачи голоса поверх IP.

Решение на основе ATM накладывает определенные ограничения, которые вскоре стали бы тормозить развитие ИТ-инфраструктуры. Кроме того, оно не позволяло использовать целый ряд полезных функций корпоративной телефонии. Поясним это. Для телефонной связи между объектами служили, как уже упоминалось, ATM-каналы, а коммутация вызовов между офисами осуществлялась на сетевом оборудовании. В самих офисах были установлены УАТС Siemens Hicom 150 Office Pro, соединенные с сетевыми маршрутизаторами по интерфейсу G.703 (E1 + QSIG). При такой схеме подключения невозможно было передавать между станциями фирменную сигнализацию Siemens, так что каждая из них работала изолированно. Оставались незадействованными функции, связанные с объединением станций, такие, как установление соединения по кратчайшему маршруту после многократной передачи вызова между УАТС или роуминг между сетями беспроводной телефонии стандарта DECT. Между тем компании все это было бы очень полезно, ведь для предприятия розничной торговли телефония имеет первостепенное значение: достаточно сказать, что сейчас в “СП Бизнес Кар” поступает около 10 тыс. звонков в день.

Таким образом, по целому ряду соображений голосовую составляющую мультисервисной сети предприятия решено было перевести с технологии VoATM (Voice over ATM) на VoIP, для чего требовалось обновить оборудование – каналообразующее и телефонное, – а также изменить схему подключения. Этот проект был частью масштабной модернизации, затронувшей не только сеть, но и практически все элементы информационной инфраструктуры предприятия.

Решение
Маршрутизаторы Cisco, которые использовались на первом этапе существования сети и обеспечивали соединение офисов заказчика с точками подключения у провайдера, нуждались в замене. К моменту начала проекта они прослужили более пяти лет – вполне солидный срок для аппаратуры такого класса, – и их мощность уже не отвечала возросшим потребностям компании. Вместо них было решено установить оборудование серий 72xx и 26xx – устройства, обладающие высокой производительностью и поддерживающие управление качеством сервиса (QoS).

При работе по технологии ATM провайдер организовывал для заказчика несколько виртуальных каналов внутри одного физического и распределял их по офисам. В связи с переходом на новые технологии подключения филиалов появлялась возможность отказаться от обработки трафика на стороне провайдера и использовать каналы “точка – точка” со значительно более низкой стоимостью владения. Оператор предоставил для каждого офиса нужное количество прозрачных каналов E1 и обеспечил подключение всех центров по схеме “звезда”. При этом ему не надо было устанавливать, настраивать и эксплуатировать дорогостоящую ATM-аппаратуру – соответственно уменьшилась и абонентская плата.

Если для передачи голосового трафика между офисами применяется технология VoIP, а внутри офисов – традиционная телефония, трафик должен преобразовываться с помощью VoIP-шлюза. Соответствующие модули существуют и для маршрутизаторов Cisco, и для УАТС Siemens, так что у разработчиков проекта был выбор между обработкой голосового трафика в маршрутизаторах (как это происходило в прежней сети) и в телефонных станциях. Был принят второй вариант, который после модернизации станций позволял организовать на них поддержку фирменных сервисов Siemens на основе протокола CorNet-N.

Модернизация УАТС включала замену центральных процессоров и встроенного ПО (старые версии поддерживали VoIP в очень ограниченном объеме); в них также были установлены платы VoIP-шлюзов. В результате этих преобразований цифровые телефонные станции Hicom 150 превратились в коммуникационные серверы HiPath 3750, способные полноценно работать с VoIP. Заметим, что остальное телефонное оборудование (аппараты, базовые станции DECT, беспроводные трубки) осталось прежним, так что инвестиции в него были полностью сохранены.

Специалисты TopS BI характеризуют проект как достаточно стандартный, не содержавший ничего абсолютно нового и экстраординарного. Это, кстати, большое достоинство: отсутствие неожиданностей – лучшая гарантия стабильности. Но если с каналообразующей частью – собственно мультисервисной сетью, построенной на оборудовании Cisco, – сложностей не было, то настройка корректной работы HiPath по протоколу IP потребовала немалых усилий. Поскольку IP-телефония – относительно новое направление для Siemens, оно проработано у компании слабее, чем ее собственная традиционная телефония. Однако эти проблемы, разумеется, преодолимы и успешно решаются.

Особую задачу представлял сам процесс перехода со старой топологии сети на новую. Торгово-технические центры компании работают без выходных, а ремонтно-сервисные зоны в некоторых из них действует круглосуточно, причем всем подразделениям нужна телефонная связь, доступ к корпоративной базе данных, каталогам запчастей и другим ресурсам. Поэтому у “СП Бизнес Кар” не было возможности выделить для переключения не то что два дня, но даже целиком одну ночь. Следовало спланировать все действия так, чтобы свести к минимуму время остановки бизнес-процессов.

Сначала были модернизированы УАТС, приобретены маршрутизаторы; провайдер обеспечил для каждого офиса заказчика каналы E1, и специалисты TopS BI подключили к ним новое сетевое оборудование. Каналы ATM со старыми маршрутизаторами продолжали действовать по-прежнему. УАТС были связаны с обеими сетями: к новым маршрутизаторам они подключались через порт Ethernet своего VoIP-шлюза, к старым – через порт E1. Некоторое время две сети работали параллельно, дублируя друг друга, затем началось последовательное отключение офисов от старых каналов.

Модернизация сети – процесс длительный и трудоемкий. Постоянно возникает необходимость в перенастройке или доработке отдельных компонентов решения, и примерно раз в неделю специалисты TopS BI вносят в него незначительные изменения, причем часть из них реализуется удаленно, через защищенное соединение и непосредственно из своего офиса, поскольку многие операции на аппаратуре Cisco и Siemens могут выполняться в дистанционном режиме.

Результаты
Попробуем суммировать непосредственный эффект от реализованного проекта. Первый и самый главный результат произведенных изменений состоит в том, что сеть стала масштабируемой. Провайдер в состоянии предоставить в каждую точку столько потоков со скоростью 2 Мбит/c, сколько понадобится, поэтому каналу центрального офиса (и, разумеется, других офисов) перегрузка в обозримом будущем не грозит.

Благодаря новым маршрутизаторам с широкими возможностями обеспечения качества обслуживания (QoS) использование каналов сделалось более гибким. Значительно упростилось взаимодействие с провайдером. Чтобы добавить в сеть компании новый офис, провайдеру теперь не нужно перенастраивать сложным образом свое оборудование: этот офис достаточно соединить каналом “точка – точка” с центральным офисом. Абонент осуществляет необходимую настройку в собственной сети (на маршрутизаторе центрального офиса) и своими силами, так что сторонам не приходится согласовывать многочисленные параметры подключения.

В телефонной сети “СП Бизнес Кар” появились новые, ранее недоступные возможности. Пользователи получили роуминг DECT: теперь их беспроводные трубки действуют во всех офисах фирмы. Повысилась эффективность использования каналов связи и процессоров УАТС. Если переадресованный звонок попадает в свой офис, абоненты разговаривают через внутреннюю АТС, а каналы, по которым шел вызов, остаются незанятыми; если связываются два периферийных офиса, разговор ведется через центральный маршрутизатор, но без участия главной УАТС – она освобождается после того, как был обслужен вызов.

В самом ближайшем будущем компания “СП Бизнес Кар”, как уже упоминалось, предполагает открывать новые торгово-технические центры в Москве и выходить за пределы столицы. Сеть к этому готова, и планируется, что развивать ее дальше компании будет помогать тот же проверенный партнер – TopS BI.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом