Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

Голден Лайн:IP/MPLS для оператора и клиентов

  Недавно была успешно завершена модернизация сети московского оператора “Голден Лайн”, который серьезно перестроил свою сеть и начал предоставление дополнительных услуг связи. Внедрение на сети “Голден Лайн” технологии IP/MPLS, реализованной на базе мультисервисного IP-решения Alcatel, позволило предложить корпоративным пользователям гибкие и управляемые IP-услуги

В тенденциях развития спроса корпоративных пользователей на услуги связи в последние годы наблюдается плавное смещение с чисто инфраструктурных решений к законченным комплексным проектам. Чтобы отвечать сегодняшним требованиям, оператор связи должен не только качественно и своевременно предоставлять телекоммуникационные услуги, но и быть универсальным в плане сервисов и технологий, что позволит ему в каждой конкретной ситуации подобрать оптимальное решение, сумев гибко подстроиться под потребности корпоративного заказчика.

Именно такие соображения и легли в основу серьезной модернизации сети московского оператора “Голден Лайн”. В результате этой работы компания существенно расширила возможности своей сети, увеличила параметры отказоустойчивости и, наконец, внедрила на ней пакетные технологии, дающие бо’льшую гибкость в предоставлении услуг и управлении ими, а также позволяющие предлагать клиентам услуги второго и третьего уровня OSI (модели взаимодействия открытых систем). А главное, она сумела стать мультисервисным оператором, сохранив при этом свою “визитную карточку” – высокий уровень качества сервисов, как новых, так и ставших уже традиционными.

О том, каким образом удалось реализовать поставленные цели, корреспонденту “Сетевого” рассказал руководитель группы сопровождения программного обеспечения Службы стратегического развития ЗАО “Голден Лайн” Кирилл Смолич.

Не навреди!
Приняв решение о необходимости модернизации сети и внедрения на ней пакетных технологий, “Голден Лайн” был вынужден очень серьезно подойти к выбору технических средств для осуществления своей цели. В случае неудачной реализации проекта на карту могла оказаться поставленной работа тысяч корпоративных пользователей, критически важные для бизнеса которых приложения используют сеть “Голден Лайн” как транспортную среду. Клиенты компании в силу специфики своей деятельности нуждаются в высоконадежных услугах связи.
  В тенденциях развития спроса корпоративных пользователей на услуги связи в последние годы наблюдается плавное смещение с чисто инфраструктурных решений к законченным комплексным проектам. Чтобы отвечать сегодняшним требованиям, оператор связи должен не только качественно и своевременно предоставлять телекоммуникационные услуги, но и быть универсальным в плане сервисов и технологий, что позволит ему в каждой конкретной ситуации подобрать оптимальное решение, сумев гибко подстроиться под потребности корпоративного заказчика
Необходимость постоянного доступа к корпоративным базам данных, значимость обмена внутрикорпоративной информацией в режиме реального времени, проведение транзакций через платежные системы (в том числе с помощью пластиковых карт), критичность онлайн-доступа к информационным системам, торговля на биржах, использование телефонной связи и интернета как инструмента ведения бизнеса – все эти факторы обуславливают очень высокие требования к качеству связи.

Таким образом, первоочередной задачей “Голден Лайн” стало предоставление новых услуг на базе IP-технологий без нанесения ущерба качеству услуг традиционных. Наряду с предоставлением пользователям законченных решений и более гибких и управляемых IPуслуг, модернизация компании должна была решить и внутренние задачи по развитию сети. Нужно было увеличить пропускную способность опорной сети, заложив, кроме того, возможность ее дальнейшего развития – такое желание вполне логично сочетается с ростом клиентской базы и наблюдающейся тенденцией к увеличению спроса на высокоскоростные подключения.

Еще одним важным критерием выбора решения стала минимизация стоимости внедрения новых услуг. Ведь IP-решения становятся для “Голден Лайн” скорее дополнительной услугой, поскольку ставшее традиционным предоставление выделенных каналов связи не теряет своей актуальности.

Новое поверх проверенного
На момент принятия решения о модернизации сети среди продуктов операторского класса, представленных на российском рынке, наиболее удачным для “Голден Лайн” решением операторского класса оказалось оборудование компании Alcatel. Маршрутизирующие коммутаторы Alcatel 7670 RSP (Routing Switch Platform) не только обеспечивали возможность единовременно расширить полосу пропускания опорной сети компании в четыре раза, но и благодаря высокой масштабируемости давали большой задел на будущее. Еще до запуска проекта стали известны планы Alcatel по поддержке этой платформой услуг и протоколов IP/MPLS. Коммутаторы Alcatel 7670 RSP легко интегрировались в существовавшую в ту пору АТМ-сеть “Голден Лайн”, которая была построена на оборудовании Alcatel. А главное, это решение позволяло сохранить высокий уровень качества и надежности связи, характерный для “Голден Лайн”.

В результате плотного сотрудничества на самых разных уровнях специалистов компаний “Голден Лайн” и Alcatel удалось оптимальным образом подстроить новое решение поставщика оборудования под запросы заказчика. Данный проект имел высокую значимость и для Alcatel – ведь “Голден Лайн” стал одним из первых в мире операторов, начавших внедрять это решение. По мнению Ричарда Палмера, системного инженера подразделения IP-решений Alcatel, управлявшего проектом со стороны исполнителя, процесс модернизации сети “Голден Лайн” прошел успешно и может служить эталоном миграции к новым технологиям. Его сложность заключалась в том, что IP-услуги необходимо было внедрять на базе существующей сети. “В процессе реализации проекта удалось активизировать новые услуги, не навредив при этом традиционному и прибыльному для оператора бизнесу”, – говорит Ричард Палмер.

На сети “Голден Лайн” было установлено не только многофункциональное магистральное оборудование Alcatel 7670 RSP, позволяющее интегрировать технологии АТМ, MPLS и IP в рамках единой платформы, но и новое программное обеспечение комплекса управления сетью этого же разработчика. Оно позволяет одновременно управлять как канальным уровнем, что актуально для традиционных услуг “Голден Лайн”, так и уровнем IP. Управляемость сети повысилась и благодаря произведенному структурированию опорной сети оператора: использование высокопроизводительной аппаратуры Alcatel дало возможность снять избыточные устройства, уменьшив тем самым количество единиц оборудования, мониторинг которого ведется в круглосуточном режиме. Работу операторов Центра технической эксплуатации “Голден Лайн”, осуществляющих мониторинг узлов опорной сети и окончаний каналов, позволил облегчить и графический интерфейс комплекса управления сетью, существенно снижающий вероятность человеческих ошибок.

IP-решения от “Голден Лайн”
Что дала модернизация сети клиентам “Голден Лайн”? Благодаря добавлению в магистральную сеть функциональности IP/MPLS сегодня оператор может предоставить пользователям широкий набор современных мультисервисных услуг связи, включая организацию виртуальных частных сетей IP (IP VPN), сервис “голос поверх IP” (VoIP) и мультимедийные услуги. Передача голоса, данных и мультимедийного трафика с помощью технологий IP и MPLS на оборудовании Alcatel IP/MPLS позволяет “Голден Лайн” предоставлять и новые, и традиционные услуги с операторским качеством.

При построении корпоративных сетей по технологии IP VPN поверх магистральной сети “Голден Лайн” в отличие от случаев, когда IP VPN организуются поверх публичной сети Интернет, достигается высокий уровень безопасности и качества сервиса: трафик клиентов проходит через закрытую сеть оператора, который осуществляет круглосуточный мониторинг и поддержку IP-услуг. Использование технологии отказоустойчивой маршрутизации Alcatel в сети “Голден Лайн” позволяет приблизить IP-услуги по надежности к характеристикам выделенных каналов. При этом гибкий протокол IP дает гораздо больше возможностей по настройкам и обслуживанию по сравнению с выделенными каналами. Клиенты “Голден Лайн” могут настроить приоритизацию трафика так, что передаче данных, телефонии и доступу в Интернет будут присвоены разные классы обслуживания. Динамическое распределение полосы пропускания между различными классами услуг с соответствующим обслуживанием позволяет клиентам оптимальным образом использовать канальную емкость.

Интересно, что для каждой точки корпоративной сети может быть выбран персональный пакет услуг. По-своему для различных ее точек может настраиваться и приоритизация трафика. Гибкость протокола IP позволяет легко интегрировать в корпоративную сеть новые филиалы клиента и сторонние организации, с которыми необходимо поддерживать связь. При этом добавление новых точек или изменение параметров существующих не требует вносить изменения в структуру связи и настройки уже работающих точек. Это немаловажно для любой растущей компании: ведь помимо постоянного появления новых точек увеличиваются скорости их подключения и т.п.

Клиенты имеют возможность получить некоторую экономию благодаря использованию технических и человеческих ресурсов “Голден Лайн”. Поскольку правила маршрутизации, обработки и обеспечения безопасности IP-трафика корпоративной сети настраиваются на узле оператора, клиент на своей стороне может использовать более простое и дешевое оборудование. Для некрупных компаний с малочисленным штатом ИT-специалистов предусмотрена возможность аутсорсинга услуг – “Голден Лайн” в таком случае берет на себя предоставление комплексной услуги, которая помимо организации каналов связи и их поддержки включает в себя аудит сетевой инфраструктуры клиента, поставку, установку, настройку оборудования и программного обеспечения, консалтинг при развитии сети, обучение персонала и т.д.

Потенциальными потребителями услуг по построению IP VPN для “Голден Лайн” в первую очередь являются именно небольшие фирмы, которым нет смысла строить и эксплуатировать собственную корпоративную сеть своими силами. Однако тенденция к увеличению спроса на комплексные технические решения постепенно может формировать интерес к IP VPN и со стороны более крупных заказчиков, которые, впрочем, получили реальную отдачу от модернизации сети оператора уже сегодня. Модернизация позволила “Голден Лайн” обеспечить клиентов дополнительными схемами резервирования: к отработанной в течение многих лет схеме “горячего резервирования” маршрутов прохождения трафика внутри сети “Голден Лайн” добавилась возможность резервирования на абонентском участке. Эта услуга востребована, в частности, крупными банками, которым необходимо обеспечить резервирование работы всего центрального узла корпоративной сети, предусмотрев на случай аварии оперативное переключение в автоматическом режиме всех ее точек на резервный центр.

Точка в развитии сети не поставлена
После проведенной модернизации своей сети компании “Голден Лайн” удалось еще сильнее упрочить занимаемые ею позиции универсального оператора связи. Сегодня “Голден Лайн” в состоянии предоставить современные телекоммуникационные услуги с высоким качеством и надежностью широкому классу корпоративных пользователей – и крупному бизнесу, тяготеющему к самостоятельному ИТ-обслуживанию, и небольшим предприятиям с ограниченным штатом ИТ-специалистов, которые все больше склоняются к аутсорсингу комплексных ИТ-услуг. В каждом конкретном случае оператор может предложить заказчикам оптимальные варианты решения стоящих перед ними задач, чему способствует расширение набора технологических схем оказания услуг, произошедшее в результате модернизации.

Одновременно с подведением промежуточных итогов “Голден Лайн” разрабатывает варианты последующего наращивания своих возможностей. В ближайших планах компании – развитие инфраструктуры широкополосного доступа, рассчитанного на бизнес-пользователей, а также развитие сети IP/MPLS с целью предоставления услуг по построению виртуальных частных сетей второго и третьего уровней и расширения спектра предоставляемых пользователям приложений на базе протокола IP.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом