Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

Регионы “ускоряют” создание электронного правительства в России

Анализируя публикации в прессе и интернете за последние полгода-год, можно отметить, что тема электронного правительства активно обсуждается во всех сферах ИКТ, но к настоящему времени еще не сформулирована на уровне официальных (нормативных) документов Правительства РФ


Существует серьезное различие в понимании термина “электронное правительство” (ЭП) при реализации проектов за рубежом и в России. Оно заключается оно в том, что для мирового опыта характерно определение ЭП как информационной системы, обеспечивающей предоставление со стороны правительства услуг в электронной форме. В России же этому понятию скорее соответствует, собственно, система, которая комплексно автоматизирует деятельность органов государственной власти (ОГВ), повышает эффективность управления, автоматизирует и регламентирует процедуры взаимодействия властных ветвей и подразделений ОГВ друг с другом, а также с гражданами и организациями. Иными словами: в российском варианте задача предоставления услуг в электронной форме гражданам и организациям при всей её важности и значительности не является доминирующей.

Очевидно, это различие вытекает из того, что в нашей стране процесс информатизации идет параллельно с реформированием государственной деятельности, поддержку которой как раз и должны обеспечивать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В силу этого у нас обычно выделяются следующие структурные направления проектов по созданию ЭП:

  • архитектура электронного правительства, и в том числе правила его стандартизации/регламентации;
  • присутствие в правовом поле информационных регламентов, которые вместе с правилами, институтами их создания и описаниями информационных режимов составляют систему информационного регулирования;
  • административные предписания, составляющие вместе с правилами и институтами их определения и модификации административную систему.

    Среди функциональных блоков ЭП можно выделить:

  • систему информационного регулирования;
  • электронный административный учет;
  • электронное администрирование;
  • электронный доступ граждан к государственной информации;
  • информационный аудит государственного управления.

    Следует отметить, что в российском информационном поле существуют два вида смысловой нагрузки термина "электронное правительство". Часто он употребляется в качестве синонима реструктуризации и реформы органов государственной власти с привязкой к ИКТ. Второй смысл, который вкладывается в этот термин, подразумевает автоматизированную информационную систему "Электронное правительство" (АИС ЭП).

    Несмотря на отсутствие соответствующих официальных документов на уровне Правительства РФ, заинтересованность регионов в создании АИС ЭП такова, что многие из них начинают собственные проекты по формированию таких систем. Необходимо отметить, что подобные инициативы встречаются не только на региональном, но и на муниципальном уровне. Для муниципалитетов термин “электронное правительство” трансформируется в “электронный муниципалитет” (ЭМ). При этом направления проектов и состав функциональных блоков для ЭП и ЭМ в целом схожи.

    В основе любой комплексной информационной системы лежит концепция, определяющая базис ее создания, круг задач и подходы к их решению. Такие концепции разрабатываются специально организуемыми комитетами. Так, в Министерстве экономического развития и торговли РФ существует рабочая группа по разработке интегрированной информационной системы органов местного самоуправления. Входящая в состав этой группы компания “АНД Проджект” разрабатывает проекты концепций “электронного муниципалитета” и “лектронного правительства”. Кроме того, в подготовке концепций активно участвуют представители регионов и муниципалитетов, в которых выполняются работы по созданию комплексных информационных систем типа АИС ЭП и ЭМ. Это, например, Республика Мордовия, Ленинградская область, города Петрозаводск, Братск и Тольятти, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область.

    Чтобы привести конкретные примеры реализации программы по созданию ЭП в России, можно обратиться к опыту компании “АНД Проджект”, которая ведет несколько региональных проектов в этом направлении. Вот некоторые из них. В Ленинградской области создается “Региональная система мониторинга и управления обстановкой в ЛО на основе территориально-распределенной сети информационно-аналитических центров, дежурно-диспетчерских служб и ситуационного центра губернатора области”

    Целью данного проекта является построение комплексной информационно-управляющей системы, обеспечивающей поддержку функционирования ОГВ Ленинградской области в различных направлениях деятельности (в экономической, социальной, экологической, финансовой и других сферах).

    В соответствии с поставленными задачами данная система должна осуществлять сбор, интеграцию, обработку и представление разнородных данных, диагностирующих различные аспекты обстановки в регионе, вычислять интегральные текущие и прогнозные показатели для принятия эффективных управленческих решений, а также обеспечивать доведение принятых решений до исполнителей и контроль их исполнения.

    В настоящее время в Ленинградской области выполняются две региональные целевые программы – “Электронная Ленинградская область” и “Информационно-телекоммуникационные системы”, которые предусматривают создание функциональных блоков, формирующих ЭП.

    В Свердловской области в настоящее время реализуется проект создания автоматизированной информационной системы “Социальная карта жителя Свердловской области”. Эта АИС представляет собой программно-технический комплекс для автоматизации информационно-расчетной деятельности территориальных органов социальной защиты населения, медицинского обслуживания, жилищно-коммунальных хозяйств и других направлений и их взаимодействия с целью более эффективного обслуживания населения – держателей специализированных смарт-карт. “АНД Проджект” является соисполнителем работ по созданию электронного социального регистра населения и системы межведомственного взаимодействия на основе электронных административных регламентов.

    В Карелии компания “АНД Проджект” ведет проект “Электронный Петрозаводск”, целями которого являются:

  • повышение эффективности работы организаций и органов местного самоуправления за счет сокращения непроизводительных затрат рабочего времени сотрудников и поддержки управленческих решений;
  • повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами на основе использования современных ИКТ;
  • вовлечение граждан в процесс управления муниципальным образованием, обеспечение открытости и доступности органов власти.

    Перечисленные решения – только часть реализуемых сейчас проектов в области построения электронного правительства, но они являются наглядным свидетельством того, что регионы уже в полной мере осознают необходимость создания электронных площадок в органах власти. Именно необходимость побуждает регионы проявлять инициативу, и самостоятельно браться за реализацию ИТ-проектов, не дожидаясь команды сверху, тем самым значительно ускоряя реализацию электронного правительства в России в целом.

    Наталья Резина – менеджер проектов департамента СУИ (Системы управления информацией), компании “АНД Проджект”

  • сетевой форум
    поиск
    подписка на журнал
    о сетевом