Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

Планируем ресурсы

В этом номере мы не разделяем "Галерею стратегий" и "Галерею проектов", поскольку темы обеих связаны с управлением производством и системами планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resourse Planning, ERP). Две компании – "Галактика" и ПРАЙМ ГРУП – представляют решения задачи о внедрении ERP-системы, а Группа компаний TopS BI – свой проект построения инфраструктуры для ERP.

РЕШЕНИЯ

Решение "Галактика"

Решение Прайм-Груп

Решение TopS-BI

Проект TopS BI не является решением составленной нами условной задачи – это реальный проект для реального заказчика. Таким образом, наша задача для "Галереи проектов" никого не заинтересовала, и излагать ее не имеет смысла. Скажем только, что в ней предлагалось построить инфраструктуру для ERP-системы на предприятии с такими же параметрами, как и в "Галерее стратегий" (собственно, на том же самом предприятии). В TopS BI считают, что пример предприятия среднего масштаба (а именно о таком идет речь) в данном случае не очень показателен; возможно, это было одной из причин отсутствия интереса к "проектной" задаче со стороны интеграторских компаний.

Обратимся к "стратегической" задаче. Она такова.

На предприятии, занимающемся производством и сбытом продукции, назрела необходимость в автоматизации управления. Хотя на предприятии применяются автоматизированные системы бухгалтерского и складского учета, а также учета продаж, их возможностей явно недостаточно. Остро ощущается потребность в оперативных отчетах о ресурсах и сырье, а также в средствах оперативного денежного учета. Кроме того, необходимы средства, которые позволили бы получать оперативные отчеты из московского офиса продаж и складов.

Используемые в настоящее время программы устарели, на их поддержку уходит непропорционально много сил и средств. Система работы с заказчиками (собственная разработка) из-за возросшего объема данных начала давать сбои, при которых отпуск продукции фактически останавливается.

Имеющиеся системы разобщены и неспособны обмениваться информацией, что создает ряд проблем. В каждой из систем (бухгалтерия, склад, продажи) для одного и того же товара существует своя карточка продукции, и в результате информацию невозможно консолидировать. Данные часто не совпадают. Цифры в разных системах порой расходятся в разы, а составление единого отчета иногда занимает до двух недель.

Данные учета складской продукции и сбыта вносятся в соответствующие системы вручную, из-за чего их трудно проверить. Управленческая отчетность готовится также вручную путем переноса данных из различных систем в таблицу Excel; естественно, при этом возникают многочисленные ошибки.

Вызывают беспокойство проблемы неплатежей и дебиторских задолженностей. Об оплате иногда забывают не только покупатели, но и отдел сбыта завода. Кроме того, некоторые покупатели являются одновременно поставщиками, и часть приобретает продукцию по бартеру. Из используемой бухгалтерской системы (это "1С:Бухгалтерия") не удается извлечь информацию о том, кто кому и сколько должен.

Руководство предприятия видит задачи проекта в следующем:
1. Обеспечить оперативное получение достоверной и пригодной для анализа управленческой информации.
2. Усовершенствовать управление финансами, обеспечив получение бухгалтерской информации и информации по оперативному денежному учету, а также бюджетирование на один, два и три года вперед.
3. Создать единые карточки и справочники товарно-материальных ценностей.
4. Обеспечить контроль затрат на различных производственных линиях; снизить себестоимость продукции за счет лучшего управления производством.
5. Оптимизировать необходимые для производства запасы сырья и материалов.
6. Усовершенствовать работу с клиентами, повысить качество их обслуживания.
7. Сократить затраты на управленческую деятельность.
При этом к проекту предъявляется ряд требований, в той или иной степени связанных с особенностями предприятия.
1. Необходимо, чтобы решение было максимально стандартным, иначе неизбежны трудности в случае расширения компании или присоединения к ней новых предприятий. При этом в системе обязательно должны присутствовать российский бухгалтерский учет, бюджетное планирование, расчет полной себестоимости, учет первичных документов (накладные, счета и т.п.).
2. Следует сохранить сложившуюся на предприятии традицию российского бухгалтерского учета. Возможность сделать это рассматривается руководством предприятия как один из главных критериев выбора ERP-системы.
3. При внедрении должен быть учтен опыт эксплуатации имеющихся приложений собственной разработки, которые хотя и несовершенны, но тем не менее функциональны и отражают реальные бизнес-процессы компании. Некоторые из них очень удобны для сотрудников предприятия, и руководство хотело бы сохранить в новой системе наиболее удачные находки старой.
4. Поскольку компания динамичная, ее требования к системе все время меняются. Сейчас, пока используются программы собственной разработки, у компании есть возможность оперативного изменения управленческого ПО, и эту возможность хотелось бы сохранить после внедрения профессионального ERP-решения. Поскольку компания находится не в Москве, желательно, чтобы у поставщика решения был региональный партнер, способный выполнить необходимую модификацию.
5. По мнению руководства, наиболее правильной с точки зрения реальных проблем предприятия будет последовательность внедрения, в которой в первую очередь автоматизируется управление производством (запасы сырья и материалов, материальные потоки и т.д.) и лишь вслед за этим решаются вопросы сбыта и снабжения, планирования, расчета зарплаты, управления финансами, кадрами и т.д.
6. В ERP-системе должна обеспечиваться проверка ошибок на этапе ввода данных.
7. Крайне желательна интеграция ERP-системы с используемым сотрудниками офисным ПО, особенно MS Excel и MS Exchange/Outlook.
8. Обновление версий ERP-системы должно протекать безболезненно.
9. В будущем компания планирует предоставлять покупателям возможность формировать заказы на сайте, а также обеспечить доступ в ERP-систему через интернет для разъездных агентов. Соответственно, в системе должны быть предусмотрены обе названные функции.
10. Система должна быть готова к росту числа клиентов в два раза.

Предприятие имеет завод, на котором производится продукция, несколько складов в Москве и Санкт-Петербурге, а также офис продаж в Москве. Во всех этих точках должны быть установлены рабочие места ERP-системы.

На предприятии функционирует система бухгалтерского учета "1С:Бухгалтерия". Складской учет автоматизирован с помощью программы собственной разработки на основе СУБД Paradox, учет продаж – тоже собственная разработка, но на базе FoxPro. И если когда-то эти приложения были вполне работоспособны, то сейчас они устарели и плохо справляются с изменившимися бизнес-задачами, так что поддерживать их становится все труднее, а о расширении не идет даже речи. Интеграция между системами отсутствует, так что много информации дублируется. Данные во все три системы вводятся вручную. Кроме специализированных программ сотрудники офисов работают с MS Exchange/Outlook, а также с MS Office (в первую очередь Excel и Word).

Финансовые и логистические потоки компании вызывают генерацию до 40 тыс. документов в год. Номенклатура сырья и товаров – около 1000 наименований. Количество работающих – 1000 человек, предполагаемая численность пользователей ERP-системы – 100 человек.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом